Звериный стиль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗВА
ЗВЕ
ЗВЁ
ЗВО
ЗВУ
ЗВЯ

Звериный стиль, условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение Звериный стиль связано с почитанием священного зверя (см. Тотемизм), изображение которого постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы Звериный стиль известны в Египте и Месопотамии в 3-м тыс. до. н. э., в Передней Азии, Индии и Китае — во 2-м тыс. до н. э. На территории СССР древнейшие образцы Звериный стиль известны в Закавказье и на Северном Кавказе и относятся к 3-му тыс. до н. э. Во 2-м тыс. до н. э. Звериный стиль появляется в Поволжье, Приуралье, Средней Азии и Южной Сибири. В наиболее развитом виде Звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э. Скифский Звериный стиль сложился под влиянием искусства Ирана и Передней Азии, а в Причерноморье он испытал значительное влияние древнегреческого искусства. Для него характерны тонкое наблюдение природы, реалистическая передача форм животных и их движений, динамические композиции, изображающие борьбу зверей. Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов). Приёмы изображений различны: гравировка по металлу и литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока; известна татуировка человеческого тела, выполненная в Звериный стиль Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения др. животных. В сарматском Звериный стиль схематизация и условные черты заметно усилились, изображения часто покрывались многочисленными цветными вставками. В 1-м тыс. н. э. Звериный стиль постепенно утратил своё значение, особенно в связи с распространением христианского искусства на З. и мусульманского на В. Однако изображения животных продолжали фигурировать в средневековом прикладном искусстве различных народов (в частности, Западной и Восточной Европы). Так, например, известны древнерусские ювелирные изделия, резьба по камню, заставки рукописных книг и т.д. с изображениями различных зверей, птиц и фантастических существ (китоврас, птица-сирин и др.).

Звериный стиль. Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Звериный стиль.

Звериный стиль. Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Звериный стиль. Уздечное украшение из Пазырыкского кургана. Дерево. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Звериный стиль.

Звериный стиль. Уздечное украшение из Пазырыкского кургана. Дерево. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Звериный стиль. Бляха в виде оленя из кургана у станицы Костромской. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Звериный стиль.

Звериный стиль. Бляха в виде оленя из кургана у станицы Костромской. Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Звериный стиль. Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Звериный стиль.

Звериный стиль. Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

 

  Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Руденко С. И., Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. — Л., 1953; Артамонов М. И., К вопросу о происхождении скифского искусства, в кн.: Сообщения Государственного Эрмитажа, Л., 1962, в. 22; Rostovtzeff М., The animal style in South Russia and China, Princeton, 1929.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Артикуляция в фонетике Артикуляция (от лат. articulo — расчленяю) в фонетике, совокупность работ отдельно произносительных органов при образовании звуков речи.
Дальские восстания, народные восстания в шведской обл.
Красовский Феодосий Николаевич [14(26).9.1878, Галич, ныне Костромской области, — 1.
Орог-Нур, бессточное озеро в МНР, в Долине Озёр, у северных подножий Гобийского Алтая на высоте 1216 м.
Солигорск, город (с 1963) областного подчинения, центр ого района Минской области БССР.
Шеддадиды, феодальная династия курдского происхождения в Арране и Армении (около 951—1199).
Вейи (Veji), древний город этрусков (севернее Рима).
Индикаторы изотопные, меченые атомы, вещества с повышенным содержанием одного из изотопов какого-либо элемента.
Медицинские конгрессы международные. Первые М.
Птеридоспермы, семенные папоротники (Pteridospermae, Lyginopteridopsida, Cycadofilices), группа древнейших вымерших голосеменных растений, обычно выделяемая как класс.
Тюркские языки (устаревшие названия: тюрко-татарские, турецкие, турецко-татарские языки), языки многочисленных народов и народностей СССР и Турции, а также некоторой части населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании.
Анколе, африканское государство, возникшее около 15—16 вв.