БатискафБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Батискаф (от греч. bathýs — глубокий и skáphos — судно), глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и др. исследований. Батискаф состоит из лёгкого корпуса — поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара — гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж Батискаф, аппаратура управления, система регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели с гребными винтами и светильники. Современные Батискаф оборудованы устройствами для взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами для ведения подводных работ. Плавучесть Батискаф регулируется сбрасыванием твёрдого балласта (обычно стальная дробь) и выпуском бензина из маневровой цистерны. Батискаф «Триест-2»: б — продольный разрез: 1 — отсеки плавучести с бензином; 2 — носовая балластная цистерна; 3 — кормовая балластная цистерна; 4 — контейнеры аккумуляторной батареи; 5 — электродвигатель; 6 — обтекатель входной шахты; 7 — люк; 8 — шахта научного оборудования; 9 — гидролокатор; 10 — носовой контейнер с дробью; 11 — светильники; 12 — съёмочная камера; 13 — прочная сфера; 14 — иллюминатор; 15 — люк; 16 — маневровая цистерна; 17 — подводный телефон; 18 — телевизионная камера; 19 — эхолот; 20 — гайдроп; 21 — кормовой контейнер с дробью. Первый Батискаф (ФНРС-2) был построен и испытан швейцарским учёным О.Пиккаром в 1948. В 1953 Пиккар с сыном Жаком опустились в Батискаф «Триест» на глубину 3160 м. В 1954 французы Ж. Гуо и П. Вильм на Батискаф ФНРС-З достигли глубины 4050 м. В январе 1960 Ж. Пиккар и Д. Уолш на модернизированном Батискаф «Триест»достигли дна Марианского жёлоба в Тихом океане.Батискаф пока остаётся единственным средством исследования человеком предельных глубин океана.
Лит.: Гуо Ж., Вильм П., На глубине 4000 м., пер. с англ., Л., 1960; Пиккар Ж., Дитц Р., Глубина — семь миль, пер. с англ., М., 1963; Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Подводные аппараты, Л., 1966. . В. С. Ястребов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|