Введенский Александр Иванович (1856, Тамбов, — 7.3.1925, Ленинград), русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Профессор Петербургского университета (с 1890), председатель Санкт-Петербургского философского общества (с 1899). В сочинении «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) Введенский Александр Иванович ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенский Александр Иванович, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Последнее связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, Введенский Александр Иванович считал её основным методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи Введенский Александр Иванович скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Логическое учение Введенский Александр Иванович связано с его гносеологией; функция логики, по Введенский Александр Иванович, — проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.
Соч.: Спор о свободе воли перед судом критической философии, «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, 3 изд., П., 1917.
Лит.: Из истории русской психологии, М., 1961, с. 384—390.