МатериализмБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «Материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления Материализм идеализму. Точное определение Материализм впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания Материализм придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98). Противники Материализм употребляют неправильную терминологию для обозначения Материализм 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют Материализм «метафизикой» (поскольку Материализм признаёт существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь Материализм смешивается с идеализмом. 2) Материализм называют «реализмом», поскольку Материализм признаёт реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить Материализм до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги Материализм именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя Материализм в целом как направление с механистическим Материализм, некоторые критики Материализм называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел унизить Материализм эпитетом «механический». 5) Нередко слово «Материализм» употребляется произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290). Типология школ материализма. В литературе Материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций. 1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии Материализм, которым соответствуют домарксистский Материализм и марксистский Материализм Домарксистский Материализм охватывает все формы Материализм, которые исторически предшествовали возникновению диалектического Материализм Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому Материализм, так как они не представляют собой дальнейшего развития Материализм и занимают особое место в истории Материализм Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского Материализм: согласно первому, эта граница — общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского Материализм, совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является Материализм, распространённый в данной стране до проникновения в неё марксизма. 2) Единственно последовательным является марксистский Материализм В. И. Ленин называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18 с. 357). Непоследовательность Материализм проявляется различным образом, а) Когда линия Материализм проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию Материализм в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций Материализм (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический Материализм неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка». 3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный Материализм и практически действенный Материализм «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). Материализм, ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский Материализм 4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический Материализм и метафизический Материализм Для диалектического Материализм характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический Материализм имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют. 5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный Материализм видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный Материализм (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного Материализм является экономический Материализм, противоположный историческому Материализм Историческому Материализм противостоят различные школы упрощённого Материализм, дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический Материализм (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см. Антропологизм); б) географический Материализм (см. Географическая школа в социологии); в) натуралистический Материализм (натурализм), который считает природу определяющим фактором развития общества. 6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического Материализм (см. Рационализм и Сенсуализм). 7) Различаются сознательный Материализм и стихийный, или наивный, философски неоформленный Материализм Стихийный Материализм естествоиспытателей В. И. Ленин называл естественноисторическим Материализм Существует неразрывная связь стихийного Материализм естественников с философским Материализм как направлением. Естественноисторический Материализм есть Материализм «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 243). 8) Различные школы Материализм характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определённых школ Материализм: например, древнегреческий Материализм, французский Материализм 18 века, русский Материализм 19 века и так далее. Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из этих признаков, например: античный Материализм или Материализм 17 века (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени). 9) Материализм характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется Материализм Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако Материализм как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями. Критерием истинности Материализм служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность Материализм Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, Материализм должен быть философски осознанным; в активной направленности Материализм против идеализма выражена его партийность. В. И. Ленин писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой связи различают воинствующий Материализм и Материализм, не ведущий активной борьбы против идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см. там же, т. 45, с. 31). В зависимости от того, как выражают сами материалисты свои взгляды, можно обнаружить прямой, открытый Материализм и стыдливый, прикрытый Материализм Последний может маскироваться даже под агностицизм в угоду так называемому общественному мнению в буржуазных странах (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 302—03). В современных условиях воинствующий Материализм, проводящий принцип партийности, есть атеистический Материализм Однако до 19 века передовые философские течения часто были вынуждены приспосабливаться к господствующей религиозной идеологии (пантеизм, деизм). Виды материализма и их классовая основа. Под содержанием Материализм понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой Материализм понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение Материализм Таким образом, в содержании Материализм заключено прежде всего то общее, что присуще всем школам и течениям Материализм, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой Материализм связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения Материализм Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно. Форма Материализм, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический Материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного Материализм, от метафизического Материализм и всех других видов Материализм, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому Материализм вообще. Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида Материализм, то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы Материализм, смена старой его формы новой, говорят, что меняется вид Материализм Изменение формы Материализм совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. Материализм, писал Ф. Энгельс, «...подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там же, т. 21, с. 286). Каждое создающее эпоху в естествознании 20 века открытие — в физике (теория относительности, квантовая механика, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц и другие), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и другие), в кибернетике, астрономии и других науках — требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического Материализм путём его обогащения обобщениями новых естественнонаучных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического Материализм, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию. Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды Материализм: Наивный (или стихийный) Материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Метафизический (или механический) Материализм 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между Материализм и диалектикой; в Материализм встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Диалектический Материализм, в котором Материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией. Наряду с основными видами Материализм существовали промежуточные — переходные от одного основного вида Материализм к другому. В развитии Материализм внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды Материализм: Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному Материализм По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы Материализм в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма. Материализм эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного Материализм и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным Материализм и ещё не сформировавшимся метафизическим Материализм В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы Материализм в 17 веке (например, Ф. Бэкон). Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому Материализм и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического Материализм, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического Материализм и не распространял Материализм на общественные явления. Этот вид Материализм зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы). Особое место среди промежуточных видов Материализм занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к Материализм Исторически эта форма предшествовала Материализм эпохи Возрождения и подготовляла его формирование. Материализм как философское учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением передовых, революционных классов. Однако было бы упрощенчеством связывать взгляды того или иного материалиста непосредственно с его классовой принадлежностью или общественно-политическими убеждениями. История Материализм свидетельствует, что такая связь носит опосредованный характер. Может случиться так, что представитель Материализм в данной исторической обстановке находится в лагере реакционных социальных сил, тогда как философ-идеалист выступает глашатаем прогрессивных сил общества. Но для раскрытия классовых основ и истоков Материализм в целом существенны не эти внутренне противоречивые ситуации, а общая направленность Материализм как философского учения, отражающего наиболее прогрессивные тенденции общественного развития — связь через естествознание с прогрессом производительных сил и борьбу против религии и идеализма. Один и тот же вид Материализм (например, метафизический, механистический) в зависимости от места и времени может иметь различные классовые корни, выступая в одних условиях как прогрессивное направление в Материализм, в других — как реакционное, в частности ревизионистское. Один и тот же общественный класс на одной и той же примерно ступени развития (например, революционная буржуазия, выступающая против феодализма и стремящаяся к политическому господству) в различных странах и в различных исторических условиях выбирает для себя различное философское облачение, причём не обязательно, чтобы им был всегда Материализм Непоследовательность Материализм, выступающего в роли мировоззрения того или иного класса, находится в определённом соответствии с непоследовательностью самого этого класса, когда он выступает как революционная сила в общественном развитии. Последовательный до конца характер диалектического Материализм находится в прямой зависимости от последовательности, революционности рабочего класса, составной частью мировоззрения которого он является. Философские отступления от диалектического Материализм находятся в закономерной связи с отступлениями от революционного марксизма-ленинизма в практике, в политике. Периоды и линии развития материализма. Закономерности развития Материализм условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития Материализм и относятся к области практической — общественно-производственной и идеологической — деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность развития Материализм как направления и связаны с логической последовательностью происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой. В истории Материализм осуществляется строгая преемственная связь последующих учений и систем Материализм с предыдущими; новые учения и системы Материализм развивались и возникали из ранее сложившихся. Наблюдаются 3 случая: 1) прямая связь, идущая от одной системы к другой; в этом случае последующая система представляет собой развитие, возможно одностороннее, предыдущей (подобно тому, как Т. Гоббс был систематизатором учения Ф. Бэкона). 2) Своеобразное раздвоение (дивергенция) линии развития, когда от одной системы берут начало две различные, а при известных условиях, прямо противоположные новые системы (например, от Дж. Локка к субъективному идеализму, идеалистическому сенсуализму Дж. Беркли и к французскому Материализм, материалистическому сенсуализму); в этом случае возможна двоякая критика исходной системы со стороны обеих позднейших, в частности «справа», с позиций более открытого идеализма, и «слева», с позиций более последовательного Материализм (например, критика учения И. Канта). 3) Схождение и даже слияние сторон, содержавшихся у ранее обособленно развивавшихся философских систем (например, переход от картезианского Материализм и от сенсуализма Локка к французскому Материализм 18 века, а ещё резче — от идеалистической диалектики Гегеля и от метафизического Материализм Фейербаха к диалектическому Материализм). Такое слияние прогрессивных сторон у ранее изолированных и даже противостоящих философских течений происходит как органическая переработка содержания предшествующих течений с новой, единой и цельной точки зрения, но отнюдь не как эклектическое сложение и примирение до тех пор обособленных и даже враждебных друг другу философских направлений. Существуют следующие магистральные пути или линии развития Материализм: Основные линии развития Материализм Древнего Востока и античного Материализм Здесь главным в развитии наивного Материализм древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального Материализм Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии Материализм обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном Материализм (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения Материализм: механистический Материализм, метафизический Материализм, диалектический Материализм, вульгарный Материализм В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии Материализм, идущие от зачатков диалектического Материализм (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между Материализм и идеализмом, склоняясь к Материализм главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между Материализм и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). Линии сохранения и накопления элементов и ростков Материализм в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии Материализм был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность Материализм древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. Конечно, идеализм давал в принципе неверные ответы на основные гносеологические вопросы, однако он не сводил сознание к материи, подобно наивному Материализм В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы Материализм и была представлена линия Материализм того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба Материализм и идеализма приняла форму борьбы между номинализмом и реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией Материализм Основные линии возрождения и развития Материализм в начале нового времени в Европе. В 15—16 веках в центре внимания представителей Материализм и возникающего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности, в противовес схоластике и церковному догматизму, видевшим источник знаний в изучении сочинений древних авторитетов и священных книг, а критерий истины — в сличении текстов. Английский Материализм 17 века возник на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веке материалистические идеи естествознания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае — механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы Материализм в разных странах несут в себе значительные элементы наивного Материализм и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного Материализм Таков Материализм итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), Материализм 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем Материализм усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианской школе, см. Картезианство, у некоторых представителей французского Материализм, в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Р. И. Бошковича и его последователя Дж. Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же Материализм преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами Материализм: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов. Борьба Материализм с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения Материализм (Гоббс, французский Материализм 18 века — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и другие) выступали и как атеистические учения. Английский Материализм конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами Материализм и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Дж. Беркли — против Материализм вообще, французский Материализм 18 века — против Беркли, Гегель — против французского Материализм 18 века и так далее. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер. Основные линии развития домарксистского Материализм 19 века в России и Западной Европе. Главная магистральная линия развития Материализм в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с Материализм путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского Материализм 19 века; продолжая материалистическую традицию Материализм В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с Материализм; в Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к Материализм Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского Материализм характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство Материализм и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил В. И. Ленин, говоря, что основная беда старого (домарксовского) Материализм — неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектического Материализм шли также в значительной мере по этому же направлению (например, механисты). Задачу соединения Материализм с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский Материализм 18 века. Взаимопроникновение Материализм и диалектики в марксистской философии 19 века произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как была создана подлинно научная теория природы, общества и мышления и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение. Материализм на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического Материализм в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить Материализм с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе Материализм Все отступления от последовательного (диалектического, марксистского) Материализм связаны в первую очередь с тем, что Материализм и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой. Относительно истории возникновения и развития диалектического Материализм выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектического Материализм утверждалось, будто бы своё учение Маркс и Энгельс создали путём простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским Материализм В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из которого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского Материализм они выделили основное зерно, отбросив всю его метафизическую ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих философских предшественников, создав качественно новое учение — диалектический Материализм, в котором диалектика и Материализм пронизывают друг друга. Утверждалось также, будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на французский Материализм и на Великую французскую революцию. Тем самым отрицался факт теоретической подготовки диалектического Материализм, резко обрывалась преемственная связь в историческом развитии мировой философской мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от основных путей развития мировой цивилизации. В отношении дальнейшего развития диалектического Материализм утверждалось, будто у ленинского этапа в марксистской философии было два равноправных теоретических источника: учение Маркса и Материализм русских революционных демократов 19 века. Но очевидно, что Материализм последних резко отставал от марксистского Материализм в самом главном — в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историческом Материализм, а потому нельзя ставить в один ряд единственный теоретический источник ленинизма — учение Маркса — и какие-либо другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского Материализм не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в том числе и национальной культуры (включая философию) той страны, где происходит его развитие. Диалектический Материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Раскрывая гносеологические корни Материализм, Энгельс писал: «...материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20, с. 513). Ленин, говоря об элементах диалектики и вместе с тем о гносеологических корнях Материализм, подчёркивал «... объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе)» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 202). «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость примененная субъективно, эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» (там же, с. 99). Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. «Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» (там же, т. 18, с. 40). Только тогда, когда учёные, хотя бы бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешенные вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», Материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование Материализм может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, то есть на диалектику. Весь ход развития науки и общества, международного революционного движения рабочего класса полностью подтверждает творческий характер и истинность высшей формы философского Материализм — диалектического и исторического Материализм (см. Диалектический материализм, Исторический материализм, Материя и литературу при этих статьях, а также статьи о материалистических учениях и об отдельных материалистах). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|