Грамотность

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

Грамотность (от греч. grammata — чтение и письмо). Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Грамотность» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.

  В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах — лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Грамотность», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

  В странах, достигших сплошной Грамотность населения, применяется показатель образования, а показатель Грамотность сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира.

  В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Грамотность дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии — 5 и 6% ).

  Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.

  Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926—1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.

  Табл. 1.Процент грамотных в возрасте 9—49 лет

Население

Годы переписи

 

1897

1926

1939

1959

1970

Городское:

 

 

 

 

 

  мужчины

66,1

88,0

97,1

99,5

99,9

  женщины

45,7

73,9

90,7

98,1

99,8

Всего

57,0

80,9

93,8

98,7

99,8

Сельское:

 

 

 

 

 

  мужчины

35,5

67,3

91,6

99,1

99,6

  женщины

12,5

35,4

76,8

97,5

99,4

Всего

23,8

50,6

84,0

98,2

99,5

Городское и сельское:

 

 

 

 

 

  мужчины

40,3

71,5

93,5

99,3

99,8

  женщины

16,6

42,7

81,6

97,8

99,7

Всего

28,4

56,6

87,4

98,5

99,7

 

  Табл. 2.Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте9—49 лет (по переписи 1970)

Союзные республики

Городское население

Сельское население

Городское 11 сельское население

 

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

РСФСР

99,6

98,2

99,1

97,1

99,3

97,7

Украинская ССР

99,7

98,7

99,5

98,9

99,6

98.8

Белорусская ССР

99,6

98,7

99,4

98,6

99,5

98,6

Узбекская ССР

99,0

97,1

98,9

97,5

99,0

97,3

Казахская ССР

98,9

95,2

98,7

95,0

98,8

95,1

Грузинская ССР

99,5

98,5

99,3

98,7

99,4

98,6

Азербайджанская ССР

99,0

95,8

98,7

96,1

98,8

96,0

Литовская ССР

99.3

98,5

98,6

97,9

98,9

98.1

Молдавская ССР

98,6

95,5

99,3

97,0

99,1

96,8

Латвийская ССР

99,6

99,2

99,0

98,1

99,4

98,8

Киргизская ССР

99,1

96,8

99,0

97,2

99,0

97,0

Таджикская ССР

97,9

93,7

98,0

95,1

98,0

94,6

Армянская ССР

99,2

97,6

99,3

97,6

99,2

97,6

Туркменская ССР

98,1

93,5

97,3

93,2

97,7

93,4

Эстонская ССР

99,8

99,6

99,4

99,4

99,7

99,5

  Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Грамотность населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

  Серьёзных успехов в борьбе за Грамотность населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Грамотность населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке — около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) — около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах — около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50—60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных — ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).

  Термин «Грамотность» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).

  М. П. Кашин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Черногора, Чёрные горы, наиболее высокий горный массив в юго-восточной части Лесистых Карпат, в Закарпатской и Ивано-Франковской области УССР.
Парораспределение, процесс автоматического управления впуском свежего пара в цилиндр паровой машины и выпуском отработавшего пара.
Жуковский Василий Андреевич [29.1(9.2).1783, с.
Шизогония, схизогония (от греч. schizō — разделяю, расщепляю и.
Пик-трансформатор ,трансформатор, преобразующий напряжение синусоидальной формы в импульсное напряжение с изменяющейся через каждые полпериода полярностью.
Зораптеры (Zoraptera), отряд насекомых. Превращение неполное.
Экосистема (от греч. oikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.
Полимеризация органов, увеличение числа гомологичных органов или органоидов в процессе эволюции.
Интерференция скважин ,взаимодействие работающих нефтяных, газовых или водяных скважин, пробурённых с поверхности на один продуктивный пласт или на разные, но гидродинамически связанные друг с другом пласты.
Юбари, город в Японии, на о. Хоккайдо. 70 тыс.
Привычка, сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
Калка (в кожевенном пр-ве) Калка, в кожевенном производстве пропитка сухой кожи горячей смесью высокоплавких жирующих и импрегнирующих веществ.
Автоматическое регулирование частоты (АРЧ), процесс поддержания частоты переменного тока в энергосистеме в пределах, допустимых техническими требованиями и условиями экономичности её работы (см.
Пьюра (Piura), город па северо-запад Перу, административный центр департамента .
Кастор ,a Близнецов, звезда 1,6 визуальной звёздной величины, светимость в 34 раза больше солнечной, расстояние от Солнца 14 парсек.
Алфер, магнитномягкий материал, состоящий из 12,5 — 13,8% алюминия и 86,2 — 87,5% железа, обладающий магнитострикционными свойствами (т.
Реликтовое излучение, электромагнитное излучение, заполняющее наблюдаемую часть Вселенной.
Клавишный механизм, в музыкальных инструментах система рычагов, служащих для включения и выключения источника звука.