Пропорция

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Пропорция (от лат. proportio — соотношение, соразмерность), 1) в математике — равенство между двумя отношениями четырёх величин а, в, с, d: . Величины a, b, с, d называют членами Пропорция, причём а и d — крайними, a b и с — средними. Произведение средних членов Пропорция должно равняться произведению крайних: bc = ad. Этим свойством, называемым основным свойством Пропорция, пользуются для проверки правильности Пропорция и для выражения одного какого-либо её члена через остальные (например, . 2) В пластических искусствах — соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Различают, в частности, Пропорция архитектурные и Пропорция, используемые для изображения человеческого тела и лица. Представления о Пропорция возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определённые модули и геометрические построения. Кроме Пропорция, основанных на кратных и целочисленных отношениях, широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям (например, золотое сечение). Системы Пропорция, отражающие реально существующие в природе закономерности, нередко были связаны с мифологическими представлениями о гармонии Вселенной. В современной архитектуре и дизайне важное место занимает проблема разработки систем Пропорция в условиях стандартизации размеров и параметров изделий.

 

  Лит.: Брунов Н., Пропорции античной и средневековой архитектуры, [М., 1936]; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, [пер. с франц.], М., 1936; Мессель Э., Пропорции в античности и в средние века, [пер. с нем.], М., 1936; Очерки теории архитектурной композиции, [сб.], М., 1960; Михайлов Б. Пропорция, Витрувий и Эллада, М., 1967; Panofsky E., Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Stilentwicklung, «Monatshefte für Kunstwissenschaft», 1921, Bd 14, S. 188—219; Graf Н., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Стругацкие Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р.
Тепловая паротурбинная электростанция (ТПЭС), тепловая электростанция, на которой для привода электрического генератора используется паровая турбина (ПТ).
Туголесский бор, посёлок городского типа в Шатурском районе Московской области РСФСР.
Фаэтон (трансп.) Фаэтон (франц. phaeton, от имени греч. мифологического героя Фаэтона),
Хамадан, город на З. Ирана. Около 136 тыс. жителей (1975).
Циньхуандао, город в Северном Китае, в провинции Хэбэй.
Шилохвость (Anas acuta), птица семейства утиных.
Энергоснабжение электрических железных дорог, преобразование и передача электрической энергии электрическому подвижному составу (ЭПС).
Авторитарные теории, антидемократические течения политической мысли, в основе которых лежит идея обоснования авторитарных, тоталитарных режимов — всевластия диктата одного лица или элиты в государстве, абсолютной бесконтрольности государственной власти, политического бесправия личности и народа, отсутствия демократической процедуры свободного волеизъявления.
Андижанская область, в составе Узбекской ССР.
Аэросев, посев семян с самолёта или вертолёта.
Берсео Гонсало де Берсео (Вегсео) Гонсало де (родился конец 12 в.