Псевдорусский стиль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПСА
ПСЕ
ПСЁ
ПСИ
ПСК
ПСО
ПСТ
ПСУ

Псевдорусский стиль, условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2-й половины 19 в. С 1830-х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной поддержкой русско-византийский стиль, воплощавший идею официального православия о преемственности между Византией и Россией и заимствовавший ряд композиционных приёмов и декоративных мотивов византийской архитектуры («образцовые проекты» церквей архитектор К. А. Тона, 1840-е гг.). Др. направление Псевдорусский стиль возникло под влиянием романтизма и славянофильства (постройки архитектора А. М. Горностаева): для него характерно использование произвольно истолкованных мотивов древнерусской архитектуры («Погодинская изба» в Москве, 1850-е гг., архитектор Н. В. Никитин). В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей возникает новый демократический вариант Псевдорусский стиль, сводившийся к обильному декорированию зданий узорами русских народных вышивок и резьбы по дереву (постройки архитекторов В. А. Гартмана и И. П. Ропета). Это направление («ропетовщина»), пропагандировавшееся В. В. Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве. «Ропетовщину» к началу 1880-х гг. сменило новое официальное направление Псевдорусский стиль, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры 17 в.

Псевдорусский стиль. Архитектор Н. И. Поздеев. Дом Игумнова в Москве. 1889—93. Центральная часть. Снимок начала 20 в. Псевдорусский стиль.

Псевдорусский стиль. Архитектор Н. И. Поздеев. Дом Игумнова в Москве. 1889—93. Центральная часть. Снимок начала 20 в.

 

  Лит.: Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура [2-й пол. 19 в.], в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965; Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв.], в книга: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971, с. 367—74.

  Е. А. Борисова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Мезень (город в Архангельской обл.) Мезень, город, центр Мезенского района Архангельской области РСФСР.
Милев Гео (настоящее имя и фамилия Георги Милев Касабов) (15.
Монокль (франц. monocle, от греч. mоnos — один и лат.
Муфтий (араб. муфти, от афта — высказывать мнение), у мусульман высшее духовное лицо, облечённое правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.
Нго Кюйен, , выонг [898, Зыонглам (Северный Вьетнам) — 945], вьетнамский феодал, основатель династии Нго (939—965), её первый монарх (939—945).
Ниша (франц. niche, от итал. nicchia), 1) в архитектуре — углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр.
«Общественное питание», ежемесячный журнал Министерства торговли СССР.
Оранжерейный эффект, то же, что парниковый эффект.
Павлова Мария Васильевна [15 (27).6. 1854, Козельск, ныне Калужской области,— 23.
Пачоский Юзеф Пачоский (Paczoski) Юзеф (Иосиф Конрадович) [26.