Ахматова Анна АндреевнаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ахматова Анна Андреевна Ахматова Анна Андреевна Ахматова. Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия — Горенко) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Одесса, — 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде], русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов Ахматова Анна Андреевна «Вечер», за ней последовали сборники «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и др. Ахматова Анна Андреевна примыкала к группе акмеистов (см. Акмеизм). В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика Ахматова Анна Андреевна вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы «великой земной любви». Контрастность — отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими. После Октября, далёкая от революционной действительности, Ахматова Анна Андреевна всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной («Не с теми я, кто бросил землю...»). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества Ахматова Анна Андреевна, преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний. С 30-х гг. поэтический диапазон Ахматова Анна Андреевна несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта («Маяковский в 1913 году», «Данте», цикл «Тайны ремесла»); в её творчество влилась струя историзма — саркастическая отходная дореволюционной эпохе («На Смоленском кладбище», «Предыстория», «Царскосельская ода», «Петербург в 1913 году»). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Ахматова Анна Андреевна выделяются патриотические стихи («Клятва», «Мужество»). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах «Луна в зените», «С самолёта». Вершина творчества Ахматова Анна Андреевна — большая лирико-эпическая «Поэма без героя» (1940—62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Поэзия Ахматова Анна Андреевна в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и «вещностью» образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. Ахматова Анна Андреевна принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве Ахматова Анна Андреевна С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Стихи Ахматова Анна Андреевна переведены на многие языки.
Соч.: Из шести книг, Л., 1940; Стихотворения (1909—1960). [Послесл. Ахматова Анна Андреевна Суркова], М., 1961; Бег времени. Стихотворения. 1909—1965, М.—Л., 1965: Голоса поэтов. Стихи зарубежных поэтов в переводах Анны Ахматовой. [Предисл. Ахматова Анна Андреевна Тарковского], М., 1965; Стихотворения, М., 1967; Стихи разных лет. [Публикация В. Жирмунского], «Новый мир», 1969, № 5.
Лит.: Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; то же, в его кн.: Статьи о поэзии, Л., [1969]; Озеров Л., Мелодика. Пластика. Мысль, «Литературная Россия», 1964, 21 авг.; Павловский Ахматова Анна Андреевна, Анна Ахматова. Очерк творчества, Л., 1966; Добин Е., Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1968; Тарасенко Ахматова Анна Андреевна Н., Русские поэты XX в. 1900—1955. Библиография, М., 1966. Е. С. Добин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|