Бальный танец

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Бальный танец, танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный — храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Зап., Вост. Европы, Азии и Африке. Народные истоки Бальный танец обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.

  Бальный танец возник в 14 в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Бальный танец Затем Бальный танец распространился во Франции. В 16—17 вв. Франция становится законодательницей Бальный танец

  Первоначально Бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались французский Бальный танец бранль, а также вольта (14—16 вв.).

  В 17 в. Бальный танец распространился по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Бальный танец становятся бурре, гавот, аллеманда, чаконна, жига, сарабанда. Господствующее положение занимал менуэт. В 1661 в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Бальный танец (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Бальный танец обучаются у специальных учителей или в школах танца.

  В 18 в. получили распространение новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение для Бальный танец

  Великая французская революция оказала значительное воздействие на общественную и культурную жизнь всей Европы, в том числе и на Бальный танец Социально-общественные изменения, внесённые Французской революцией, способствовали развитию многих массовых Бальный танец 19 в., ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей французских кадрилей, вальс с его многочисленными вариантами и др. Повсеместное распространение получают танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и, наконец, полька, мазурка, полонез. С середины 19 в. самым популярным Бальный танец становится вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца, И. Ланнера, И. Штрауса-сына.

  В конце 19 — начале 20 вв. значительное влияние на развитие Бальный танец начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появляются танцы: вальс-бостон, ту-степ, уан-степ, блюз, фокстрот, квик-степ, чарл-стон и др.

  Для развития Бальный танец в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами.

  Под влиянием петровских указов Бальный танец получил в России широкое распространение и к середине 18 в. входил как обязательный предмет в программу многих учебных заведений.

  Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в конце 19 — начале 20 вв. Бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В свою очередь многие Бальный танец, создаваемые в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.

  Среди советских Бальный танец сохраняются лучшие танцы старой русской бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Появляются новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка, инфиз, тер-ри-кон, русская лирическая, рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др. Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми танцами.

  Для современных Бальный танец характерно импровизационное исполнение, когда танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют ими (в отличие от танцев определённой композиции — миньон, падекатр, хали-гали). Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон), но со 2-й половины 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.— танцы свободной композиции (зарубежные — липси, твист, редлав; советские — казанова, дружба и др.).

  Бальный танец могут быть разделены на парные и массовые. В отличие от парного танца (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.). В массовых танцах каждый исполнитель не имеет определённого партнёра по танцу.

  Для Бальный танец 50—60-х гг. характерны частая смена модных танцев, возрастающая роль группового массового танца, появление (за рубежом) танцев образно-тематического характера (уош — стирка, манки — обезьяна, мешт потейтос — мять картошку и др.), отказ от ограничений, определяющих и устанавливающих положения или движения рук в танце, исполнение танца на расстоянии (в отличие от традиционного для парного Бальный танец «положения в паре»).

 

  Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец. XVI—XIX вв., Л.—М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец. (Учебное пособие), М., 1963; Вie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925; Sachs С., Eine Weitgeschichte des Tanzes, B., 1933; англ. пер. — N. Y., 1937; L., 1938; франц. пер. — Р., 1938; Conte P., Les arts dynami-ques: la danse et ses lois. Р., 1952.

  Л. С. Школьников, С. П. Панкратов.

Так же Вы можете узнать о...


Бурнаш Фатхи (литературное имя; настоящая фамилия и имя Бурнашев Фатхелислам Закирович) [1(13).
Вашингтонская морская обсерватория астрономическая, государственное научно-исследовательское учреждение США.
Вильде Эдуард (4.3.1865, Симуна, ныне в Раквереском районе Эстонской ССР, — 26.
Вольные хлебопашцы, одна из категорий зависимого крестьянства в России с 1803 по 1861.
Газов очистка, выделение из промышленных газов содержащихся в них примесей.
Гениальность, наивысшая степень проявления творческих сил человека.
Гладыш, 1) шляпочный гриб (Lactarius trivialis) из рода млечников.
Гравиметрическая разведка, метод разведочной геофизики, основанный на изучении гравитационного поля Земли.
Давид Константин Давид (David) Константин (25.4.1908, Бухарест, — январь 1941, близ Бухареста), деятель румынского рабочего движения.
Дермато... (от греч. derma, родительный падеж dermatos — кожа), составная часть сложных слов, означающая: относящийся к коже, кожным болезням (например, дерматология).