Интерес

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

  Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить общественную жизнь с помощью Интерес Интересы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического процесса. В Интерес они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку социальный Интерес рассматривался ими как простая сумма индивидуальных Интерес Сами же индивидуальные Интерес они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории Интерес сыграл Г. Гегель, который, вслед за Интерес Кантом, подчёркивал несводимость Интерес к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (там же, с. 27). Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и Интерес

  Марксизм сохраняет все положительные моменты в толковании Интерес, полученные в истории общественной мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального Интерес «Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных Интерес Социальные Интерес обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых Интерес гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных Интерес закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

  Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между Интерес и идеологией. «Идея всегда посрамляла себя, как только она отделялась от интереса» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. Интерес Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

  При решении вопроса о классификации Интерес выделяется несколько наиболее существенных оснований. Интерес различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Интересы экономические.

  А. Г. Здравомыслов.

 

Интерес в психологии — отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер Интерес человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические Интерес ребёнка в Интерес сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета Интерес к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования Интерес, ещё мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. Интерес, Карл Маркс, полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, 3 изд., Л., 1931; Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, «Вопросы философии», 1965, №11; Глезерман Г. Е., Интерес как социологическая категория, «Вопросы философии», 1966, № 10; Божович Л. Интерес, Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев Б. В., Куфтырев А. Интерес, Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, «Вестник МГУ», 1968, № 4; Lewin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, N.Y.,1935.

  А. А. Пузырей.

Так же Вы можете узнать о...


Хаким Сибгат Тазиевич Хаким (псевдоним; настоящая фамилия Хакимов) Сибгат Тазиевич [р.
Холла эдс датчик, элемент автоматики, радиоэлектроники и измерительной техники, используемый в качестве измерительного преобразователя, действие которого основано на Холла эффекте.
Цехоцинек (Ciechocinek), бальнеогрязевой курорт в Польше (Влоцлавское воеводство).
Четвёртый съезд Советов СССР, состоялся в Москве 18 — 26 апреля 1927.
Шведская интервенция начала 17 в. Шведская интервенция начала 17 века, см. Польская и шведская интервенция начала 17 века.
«Шубравцы» (от польск. szubrawiec — прощелыга), шутливое самоназвание литературно-общественного кружка польской интеллигенции в Вильнюсе в 1816—22.
Электрометаллургия, область металлургии, охватывающая промышленные способы получения металлов и сплавов с помощью электрического тока.
Этолийский союз, федерация древнегреческих городов сначала Этолии, с середины 3 в.
Яшкино, посёлок городского типа, центр Яшкинского района Кемеровской области РСФСР.
Ажинияз Косыбай улы (1824 — 1878), каракалпакский поэт.
Альварадо Монсон Бернардо Альварадо Монсон (Alvarado Monzon) Бернардо (р.
Антиб (Antibes), город и порт в южной Франции, в департаменте Приморские Альпы, на берегу Средиземного моря.
Архиерейские школы, сословные низшие учебные заведения для детей духовенства, открывавшиеся в России с 1721 при архиерейских домах (церковно-административные учреждения).
Багров Лев Семенович Багров Лев (Лео) Семенович [24.6(5.7).1881, Соликамск, — 9.
Бату-Пахат (Batu Pahat), Бандар-Пенгарам, город в Малайзии, в штате Джохор (Малайская Федерация).
Берхану Денке (г. рождения неизвестен), эфиопский писатель.
Боккаччо Джованни Боккаччо (Boccaccio) Джованни (1313, Париж, — 21.
Броунов Петр Иванович [21.12.1852 (2.1.1853), Петербург, — 24.