Брейгель Питер

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРИ
БРН
БРО
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

Брейгель (точнее Брёгел) Старший, или «Мужицкий» (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525—30, Бреда или с. Брёгел, — 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552—53), работал в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Брейгель Питер с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель Питер творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Брейгель Питер черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок («Детские игры», 1560, Художественно-исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа («Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Брейгель Питер сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Брейгель Питер — народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Брейгель Питер выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, «Несение креста», 1564, — Художественно-исторический музей, Вена) Брейгель Питер с сер. 1560-х гг. перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита; насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Брейгель Питер показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец» — Художественно-исторический музей, Вена); создатель национального реалистического пейзажа, Брейгель Питер изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми («Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» — Художественно-исторический музей, Вена: «Жатва», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все — 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах («Избиение младенцев»,  Хэмптон-корт,  Лондон; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор вызвал у Брейгель Питер настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов («Безумная Грета», 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах («Слепые», 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

<a target=П. Брейгель. «Художник и знаток» (возможно, автопортрет). Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина. Вена. Брейгель Питер." alt="П. Брейгель. «Крестьянский танец». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена."

П. Брейгель. «Художник и знаток» (возможно, автопортрет). Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина. Вена. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Художник и знаток» (возможно, автопортрет). Рисунок пером. Графическое собрание Альбертина. Вена.

П. Брейгель. «Вавилонская башня» (фрагмент). 1563. Художественно-исторический музей. Вена. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Вавилонская башня» (фрагмент). 1563. Художественно-исторический музей. Вена.

П. Брейгель. «Фламандские пословицы» (фрагмент). 1559. Картинная галерея. Берлин-Далем. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Фламандские пословицы» (фрагмент). 1559. Картинная галерея. Берлин-Далем.

П. Брейгель. «Крестьянский танец». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена.

П. Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Крестьянская свадьба». Около 1567. Художественно-исторический музей. Вена.

П. Брейгель. «Перепись в Вифлееме». 1566. Музей старинного искусства. Брюссель. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Перепись в Вифлееме». 1566. Музей старинного искусства. Брюссель.

П. Брейгель. «Слепые». 1568. Национальный музй и галерея Каподимонте. Неаполь. Брейгель Питер.

П. Брейгель. «Слепые». 1568. Национальный музй и галерея Каподимонте. Неаполь.

 

Битва «Масленицы и Поста» (фрагмент). 1559. Художественно-исторический музей. Вена. Брейгель Питер.

Битва «Масленицы и Поста» (фрагмент). 1559. Художественно-исторический музей. Вена.

  Лит.: Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939; Климов P., Питер Брейгель, М., 1959; Вastelaar R. van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1—2, Brux., 1906— 1907; Grossmann F., Peeter Brueghel, L.— Firenze, 1956.

Так же Вы можете узнать о...


Шаумян Степан Георгиевич (партийный псевдоним — Сурен, Суренин, Аякс и др.
Штейнмец Чарлз Протеус Штейнмец, Стейнмец (Steinmetz) Чарлз Протеус (Карл Август Рудольф) [9.
Электрификации сельского хозяйства институт Всесоюзный научно-исследовательский (ВИЭСХ) ВАСХНИЛ (Москва).
Эспарцет (Onobryhis), род растений семейства бобовых.
Ярдымлы, посёлок городского типа, центр Ярдымлинского района Азербайджанской ССР, на р.
Адвентивные органы, органы растений, происходящие не из эмбриональных тканей точки роста, а из более старых частей растения и развивающиеся в необычных местах (например, почки на корнях, листьях, междоузлиях стебля).
Аллеппи, город и порт на Ю. Индии, на Малабарском берегу, в штате Керала.
Анилиновые красители, устарелое название органических синтетических красителей.
Арсениды природные, группа минералов, представляющих соединения металлов Fe, Ni, Со, а также Pt и Cu с мышьяком.
Аэродинамическая труба, установка, создающая поток воздуха или газа для эксперимент, изучения явлений, сопровождающих обтекание тел.