Вахтангов Евгений Багратионович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Вахтангов Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. Вахтангов Евгений Багратионович родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, Вахтангов Евгений Багратионович Вахтангов Евгений Багратионович Лужский, Л. М. Леонидов, Вахтангов Евгений Багратионович И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. Вахтангов Евгений Багратионович стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтангов Евгений Багратионович ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

<a target=Е. Б. Вахтангов. Вахтангов Евгений Багратионович." alt="Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера)."

Е. Б. Вахтангов. Вахтангов Евгений Багратионович.

Е. Б. Вахтангов.

Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу). Вахтангов Евгений Багратионович.

Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).

Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера).

  С первых лет Советской власти Вахтангов Евгений Багратионович искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, Вахтангов Евгений Багратионович утверждал, что театрам «... надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом: «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 Вахтангов Евгений Багратионович возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангов Евгений Багратионович Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангов Евгений Багратионович к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангов Евгений Багратионович были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангов Евгений Багратионович — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. Вахтангов Евгений Багратионович Щукина, И. М. Толчанова и др.

Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922. Вахтангов Евгений Багратионович.

Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922.

 

  Соч.: Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939.

 

  Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939; Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.

  Б. И. Ростоцкий.

Так же Вы можете узнать о...


Светлый (город в Калининградской обл.) Светлый, город областного подчинения в Калининградской области РСФСР.
Гомономия (от гомо... и греч. nomos — закон), расположение сходных частей организма вокруг его поперечной оси или по оси отдельного органа.
Пятов Василий Степанович [1823 или 1824, Златоуст, — 12(24).
Военнообязанный, в СССР гражданин, состоящий в запасе Вооружённых Сил СССР.
Пилороспазм (от греч. pyloros — привратник и spasmos — судорога), расстройство двигательной функции желудка, сопровождающееся спастическим усилением тонуса выходной его части.
Большевизм, возникшее в начале 20 в. в России революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее своё воплощение в пролетарской партии нового типа, в партии большевиков, созданной В.
Объёмных отношений закон, см. в ст. Гей-Люссака законы, раздел Закон объемных отношений.
Арункус (Aruncus), род растений семейства розоцветных; то же, что волжанка.
Монотоварная специализация, односторонняя направленность экономики страны, при которой центральное место занимает производство для экспорта одного-двух видов товаров.
Якушин Михаил Иосифович [р. 2(15).11.1910, Москва], советский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1940), заслуженный тренер СССР (1957).
Магнитная вязкость, 1) в ферромагнетизме (называется также магнитным последействием) — отставание во времени изменения магнитных характеристик (намагниченности, проницаемости и т.
«Чтения в историческом обществе Нестора-летописца», непериодические сборники, издававшиеся в Киеве Историческим обществом Нестора-летописца в 1879—1914 (24 тома, тома 14—24 имели по несколько выпусков).
Крылов Порфирий Никитич (живописец) Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), советский живописец и график; см.
Фосфиды, соединения фосфора с металлами, а также с неметаллами, более электроположительными, чем фосфор (В, Si, As и т.
Кинетостатика (от греч. kinetos — движущийся и статика), раздел механики, в котором рассматриваются способы решения динамических задач с помощью аналитических или графических методов статики.
Торричелли Эванджелиста Торричелли (Torricelli) Эванджелиста (15.10.