Гребной винтБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гребной винт, наиболее распространённый судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1). Рис. 1. Размещение гребного винта в корме судна: 1 — ступица; 2 — лопасть; 3 — пятка ахтерштевня; 4 — руль судна. Различают Гребной винт цельные, с лопастями, отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями, с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у которых шаг может быть изменен поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости вращения Гребной винт). Основные геометрические характеристики Гребной винт: диаметр D — удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое отношение H/D; дисковое отношение — отношение площади поверхности всех лопастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и форма сечений лопастей соосными с Гребной винт цилиндрическими поверхностями. Диаметр современных Гребной винт — 0,2—0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных танкеров, шаговое отношение — в пределах 0,4—2,0, дисковое отношение — 0,3—1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3—5-лопастные Гребной винт (рис. 2). Изготовляют Гребной винт из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс. Рис. 2. Цельный 5-лопастный гребной винт. Принцип действия Гребной винт тот же, что и воздушного винта. В основе современных методов расчёта Гребной винт лежит вихревая теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Гребной винт усложняется значительно большей, чем у воздушных винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации. Гребной винт и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая Гребной винт мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Гребной винт относительно корпуса.
Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые движители, М. — Л., 1949: Басин А. М., Миниович И. Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л., 1963; Кацман Ф. М., Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов, Л., 1963. И. Я. Миниович.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|