Григорьев Аполлон АлександровичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ап. А. Григорьев. Григорьев Аполлон Александрович [около 20.7(1.8).1822, Москва, — 25.9(7.10).1864, Петербург], русский литературный критик и поэт. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 40-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой т. н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850—56). Для статей Григорьев Аполлон Александрович 50-х гг. характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Григорьев Аполлон Александрович видел в русском купечестве). Свою эстетику Григорьев Аполлон Александрович создавал под влиянием философов-идеалистов ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос «органической критики» Григорьев Аполлон Александрович — защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Григорьев Аполлон Александрович уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора. В 40-х гг. Григорьев Аполлон Александрович восхищался творчеством Н. В. Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы А. Н. Островского; после 1855 признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, а идеалом для него стал А. С. Пушкин. В 1861 вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым Григорьев Аполлон Александрович выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861—63). В этот период усиливается историзм критического метода Григорьев Аполлон Александрович, растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861—62), однако Григорьев Аполлон Александрович пытается примирить западничество и славянофильство, соединить передовые идеалы эпохи с христианством. В стихах Григорьев Аполлон Александрович отразились его колебания: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные стихи. Но главный его герой — страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Григорьев Аполлон Александрович («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Григорьев Аполлон Александрович переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А. А. Блока.
Соч.: Литературная критика, М., 1967; Избр. произв., Л., 1959; Воспоминания, М. — Л., 1930.
Лит.: А. А. Григорьев. Материалы для биографии, П., 1917; Егоров Б. Ф., Аполлон Григорьев — критик, «Уч. зап. Тартуского университета», 1960, в. 98 (имеется библ. критических статей Григорьев Аполлон Александрович), 1961, в. 104. Б. Ф. Егоров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|