Канатная дорога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Канатная дорога, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. Канатная дорога строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т.п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают Канатная дорога грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству — двухканатные и одноканатные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.

  Грузовые Канатная дорога обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких Канатная дорога практически неограничена, т.к. их образуют последовательно соединённые самостоятельные секции (6—12 км). Известны грузовые Канатная дорога длиной 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой Канатная дорога перемещают от 30 до 500 т (а в отдельных случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5—3,3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1—2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10—150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. Грузовые К, д. действуют на многих химических комбинатах, горнорудных разработках и т.д.

Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток. Канатная дорога.

Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.

  Пассажирские Канатная дорога обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12—100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства, которое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских Канатная дорога достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1,5—11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жестко закрепленными одноили двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят главным образом в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония). Канатная дорога в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (например, в Приэльбрусье, Кабардино-Балкарской АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200—1000 чел. в час при скорости движения 1—2,5 м/сек, расстоянии 0,6—2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикрепленные к тяговому канату. Некоторые буксировочные Канатная дорога на лето переоборудуются в кресельные.

Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970). Канатная дорога.

Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970).

  Возможно использование Канатная дорога для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной промышленности. Кроме подвесных Канатная дорога, разрабатываются наземные Канатная дорога, или канатные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, например, перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).

 

  Лит.: Барамидзе К. М., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, М., 1962; Белая Н. М., Прохоренко А. Г., Канатные лесотранспортные установки, М., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., М. — Л.,1966: Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, М., 1969.

  В. С. Киреев.

Так же Вы можете узнать о...


Зерновой слоник, насекомое семейства долгоносиков, вредитель зерна; то же, что амбарный долгоносик.
Изотермический автомобиль, автомобиль, кузов которого снабжен слоем изоляционных материалов, ограничивающих теплообмен между внутренней и наружной поверхностями.
Иоффе Адольф Абрамович (псевдоним В. Крымский, Виктор) [10(22).
«Кайц» («Искра»), первая легальная большевистская газета на армянском языке.
Карасубазар, прежнее (до 1944) название г. Белогорска в Крымской области УССР.
Кварели, город (до 1964 — посёлок), центр Кварельского района Грузинской ССР.
Кишечное промывание, водолечебные процедуры, при которых из кишечника удаляют задержавшиеся в нем кал, бактерии, слизь, гной, продукты брожения и гниения, а также экскреты кишечника.
Коломийцев Иван Осипович [10(22).12.1896, с.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; United Nations Conference of Trade and Development), орган Генеральной Ассамблеи ООН.
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, получаемый на основе различных тестовых методик (см.
Крюммель Отто Крюммель (Krummel) Отто (8.7.1854, Эссен, — 12.
Ла-Нолет (la Naulette), rpoт в долине р. Лес, близ г.