Культурно-национальная автономия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЗ
КУИ
КУЙ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Культурно-национальная автономия, оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал-демократии и являвшаяся составной частью австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса в условиях австро-венгерского многонационального буржуазно-феодального государства без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с некоторыми вариациями возникли также и у словенских социал-демократов (Э. Кристан и др.).

  Наиболее полно теория Культурно-национальная автономия сформулирована Бауэром в книге «Национальный вопрос и социал-демократия» (1907, рус. пер. 1909). «Все нации, — писал Бауэр, — где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами. В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения...» (указ. работа, СПБ, 1909, с. 368).

  Основой Культурно-национальная автономия была ошибочная теория нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В теории Культурно-национальная автономия нация отрывалась от занимаемой территории, игнорировался раскол нации на противоположные классы. Культурно-национальная автономия сводила решение национального вопроса лишь к достижению национального самоуправления, ограниченного вопросами культуры, школы и языка, оторванными от политической борьбы классов. На деле это означало бы изоляцию, разобщение различных частей пролетариата по национальному признаку, подчинение его буржуазии.

  Разоблачая оппортунистический характер теории Культурно-национальная автономия, В. И. Ленин критиковал также попытки перенести её на почву многонационального Российского государства, подменить ею принципы интернационализма. Пятнадцать работ Ленина (написанных в 1913—14) содержат критику австрийских и российских сторонников Культурно-национальная автономия, бундовцев, меньшевиков, буржуазных идеологов и политиков. Ленин показал несостоятельность теории Культурно-национальная автономия и с позиций последовательного интернационализма доказал, что «... пропаганда ее является проповедью утончённого национализма» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с, 342). Ленин констатировал, что теория Культурно-национальная автономия возникла из идеалистической концепций нации узкого круга социал-демократических лидеров и не имела никакого шанса на осуществление. «В Австрии культурно-национальная автономия осталась в значительной степени литераторской выдумкой, которую не взяли всерьез сами австрийские социал-демократы» (там же, с. 135). Ленин указал также, что теорию Культурно-национальная автономия породило отчаяние её авторов, не видевших возможности решения национальной проблемы в Австро-Венгрии на пути подлинно революционной борьбы. В этой связи Ленин писал: «Только на востоке Европы, в отсталой феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой (даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа» (там же, с. 176).

  Утопичность теории Культурно-национальная автономия была настолько велика, что несмотря на значительное идеологическое влияние Реннера и Бауэра в австрийской социал-демократии, она не приобрела характера партийного документа (см. Брюннская программа). В то время как Реннер продолжал исповедовать теорию Культурно-национальная автономия, Бауэр под давлением реальной действительности начал фактически менять свои позиции, не отказываясь формально от Культурно-национальная автономия, выдвигал лозунг территориальной автономии, а почти накануне распада Австро-Венгрии в 1918 выдвинул лозунг самоопределения наций с правом отделения. Т. о., теория Культурно-национальная автономия продемонстрировала свою теоретическую и практическую несостоятельность.

 

  Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Тезисы по национальному вопросу, там же; его же, О «культурно-национальной» автономии, там же, т. 24; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М., 1946.

  В. М. Турок.

Так же Вы можете узнать о...


Психозы, расстройства психической деятельности; подробнее см.
Рамбулье, группа пород тонкорунных овец шёрстно-мясного направления продуктивности.
Рештский договор 1732, договор между Россией и Ираном.
«Русский исторический журнал», издавался в Петрограде в 1917—1922, вышло 8 книг.
Саранск, столица Мордовской АССР. Расположен на левом берегу р.
Семерцидис Валиас Семерцидис (Semertzides) Валиас (р. 18.2.1911, Екатеринодар, Россия), греческий график и живописец.
Синяя Орда, Кок-Орда, наименование Белой Орды (Ак-Орды) и её территории, встречающееся в русских источниках 13—15 вв.
Советско-партийные школы, учебные заведения КПСС для подготовки кадров партийных и советских работников сельских районов; дают среднее партийно-политическое образование и специальность экономиста-организатора, агронома-организатора, зоотехника-организатора.
Спортивный клуб, см. Клуб спортивный.
Стрептококкоз птиц, острая или хроническая инфекционная болезнь домашних птиц.
Табунное коневодство, метод разведения лошадей, основа которого — пастбищное содержание табунов.
Теннис (спорт.) Теннис, лаун-теннис (англ. lawn — лужайка, газон и tennis, вероятно, от французского tenez — вот вам, берите), спортивная игра, участники которой перебивают при помощи ракеток мяч через сетку на специальной площадке — корте.
Томир Пьер Филипп Томир (Thomire) Пьер Филипп (6.12.1751, Париж, — 9.
Туглас Фридеберт [18.2(2.3).1886, малая Ахья, ныне Пыльваского района, — 15.
Умова вектор, вектор плотности потока энергии физического поля; численно равен энергии, переносимой в единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную направлению потока энергии в данной точке.