Нация

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Нация (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Подлинно научная теория Нация создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации Нация В. И. Ленин писал, что образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения. «Типичным, нормальным для капиталистического периода является, поэтому национальное государство» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 259). В. И. Ленин отверг излюбленный буржуазной социологией и историографией приём смешивать Нация с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял Нация как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую (см. Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Консолидация Нация облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и Нация Фактически не существует гомогенных (однородных) Нация Все Нация возникли из различных племён, а некоторые и из различных народностей. Немало Нация, например американские, образовалось не только из различных этнических групп (см. Этническая общность), но и из различных рас (см. Расы). Поэтому нельзя включать в понятие Нация расовую общность. Нация не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные Нация, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют Нация, части которых исповедуют разные религии. Есть разные Нация, живущие в одном государстве, и Нация, не имеющие своей национальной государственности.

  В жизни Нация, её отношениях с др. Нация этнические (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длительная совместная жизнь и деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся Нация вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить некоторые «сквозные» элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Т. о., Нация по своей сущности есть общественно-историческое явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную сущность Нация, Ленин указывал на то, что создание «... национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что «... нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (там же, с. 75). Началом исторического этапа образования Нация Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка как важнейшего орудия торговых связей. Необходимым условием возникновения многих современных Нация было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся Нация имеет отчётливо выраженный «экономический признак» (см. В. И. Ленин, Ленинский сборник, XXX, 1937, с. 53). Для образования общности экономической жизни необходима общность территории, которая, будучи условием образования Нация, выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации Нация различными путями вырабатывается общий литературный язык, который, в свою очередь, становится могущественным средством национальных связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Нация, но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Нация, состоящей из враждебных классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре», — писал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократической и социалистической культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных «двух наций в одной нации», имеющих разную общественную идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о национальных особенностях психологии как о характерной черте Нация Общность экономических связей, территории, языка, а также некоторые общие традиции, национальные особенности культуры, психологии порождают сознание национальной общности — национальное самосознание. Национальное самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Нация, которая выступает уже не только как объективная связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определённое отношение к другим Нация, чувство национальной гордости. Жизненность, активность Нация в значительной мере определяются характером и уровнем национального самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политические линии воспитания национального самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными национальными интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а буржуазные и мелкобуржуазные идеологи извращают национальное самосознание, выдавая узкоэгоистические, националистические интересы за подлинно национальные интересы.

  Процесс формирования разных Нация определяется соотношением экономических, политических, этнических признаков, а также характером исторической эпохи. В ряде случаев процессы становления Нация и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европейские Нация вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнических признаков, выступавших как условия формирования этих Нация В др. случаях Нация складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Нация формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование Нация не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными Нация

  Для правильного понимания как сущности Нация, так и места и роли её этнических особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов Нация и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «Нация». Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной Нация Наконец, становится понятным, почему Нация или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность.

  В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, национальных и межнациональных антагонизмов. Нация претерпевают коренные изменения, происходит преобразование Нация капиталистического общества в социалистическое. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнические признаки, Нация в корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политическому строю и духовному облику. Исходные признаки Нация наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики Нация, определяемые её социалистической и интернациональной жизнью. Основой развития социалистических Нация, их социально-политического и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономической жизни, а в многонациональных государствах возникает единство интересов трудящихся всех Нация Общность территории как условие существования социалистических Нация также приобретает новое качество. Границы национальных республик, например, в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению Нация Происходит постоянное и всестороннее общение между Нация, которые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние советского народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития национальных языков. Знание же наряду с национальным языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме. На основе экономической, социальной и идейно-политической общности социалистической Нация развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение национальных культур. Социалистические Нация, сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, которые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистических Нация составляют единство, в котором ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, которые сближают и объединяют все социалистические Нация, укрепляют их духовную общность.

  Новые черты социалистических Нация формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы Нация Революционные изменения всей социально-экономической, политической и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистическое национальное самосознание. В зрелом социалистическом обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения Нация Подлинный расцвет происходит не на путях национальной обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистических Нация Поэтому расцвет Нация способствует их сближению, а сближение Нация усиливает их расцвет.

  Одной из самых существенных черт социалистических Нация является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистического интернационализма, которые приводят к развитию новых интернациональных общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество социалистических народов.

  В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения Нация, который ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисленных этнических общностей. Стирание национальных различий — процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние Нация произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания национальных различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения Нация, создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Нация особенно важно для социалистических стран, общественные отношения которых, в том числе и национальные отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Нация и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистическую культуру.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4: их же, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; его же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; его же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О «культурно-национальной» автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914 г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31: его же, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; его же, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], М., 1969; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм.

  С. Т. Калтахчян.

Так же Вы можете узнать о...


Меры, средства измерений, предназначенные для воспроизведения физических величин заданного размера.
Осис Янис Аугустович [23.6(5.7).1895, Рига, — 3.
Радиометеорология, наука, в которой изучается, с одной стороны, влияние метеорологических условий в тропосфере и стратосфере на распространение радиоволн (главным образом УКВ), с другой — метеорологические явления в тропосфере и стратосфере по характеристикам принимаемых радиосигналов, в том числе собственного излучения атмосферы, как теплового, так и обусловленного электрическим разрядами.
Сопротивление индуктивное, величина, характеризующая сопротивление, оказываемое переменному току индуктивностью цепи (её участка); измеряется в омах.
Управленческой революции теория, теория «революции управляющих», одна из технократических теорий современной буржуазной социально-экономической мысли, выдвигающая тезис о якобы произошедшем устранении власти капиталистов-собственников над корпорациями и банками и переходе её в руки специалистов-управляющих, технократов и бюрократов.
Ширендыб Базарын (р. 15.5.1912, Хубсугульский аймак), монгольский историк, общественный и государственный деятель МНР, академик АН МНР (1961).
Арменопул Константин Арменопул (греч. Armenyрulos) Константин (1320 — 1380 или 1383), византийский юрист, судья в Фессалониках.
Вернардакис Димитриос Вернардакис (Bernardakes) Димитриос (1833, остров Лесбос, — 1907, там же), греческий писатель и филолог.
Дайка (от англ. dike или dyke, буквально — преграда, стена из камня), интрузивное магматическое тело, ограниченное параллельными плоскостями и секущее вмещающие Д.
Ионеско Эжен Ионеско (Ionesco) Эжен (р. 26.11.1912, Слатина, Румыния), французский драматург, один из основателей модернистского «театра абсурда».
Красный Яр (пос. гор. типа в Томской обл.) Красный Яр, посёлок городского типа в Кривошеинском районе Томской области РСФСР.
Мера точности, характеристика рассеяния значений случайной величины.
Оруэлл Джордж Оруэлл (Orwell) Джордж [псевдоним; настоящее имя Эрик Блэр (Blair)] (25.
Раджпуты, военно-феодальная каста-сословие в средневековой Индии, группа каст высокого статута в современной Индии.
Сомали (язык) Сомали, язык народа сомали. Распространён в Сомалийской Демократической Республике, на Ю.
Униполярный генератор, бесколлекторный генератор постоянного тока, действие которого основано на явлении униполярной индукции.
Шизогнатизм, схизогнатизм (от греч. schizō — раскалываю, разделяю и gnathos — челюсть), тип строения нёба у птиц, при котором нёбные отростки верхнечелюстных костей не соединены между собой и не соприкасаются с раздвоенным сзади и заострённым спереди сошником.
Ариллус (позднелат. arillus — мантия), кровелька, присемянник, крупный мясистый вырост, развивающийся вокруг семени, начиная от основания его, и более или менее охватывающий семя, играет роль в распространении семян птицами, поедающими А.
Вентцель Константин Николаевич [24.11(6.12).