Кьеркегор Сёрен

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КЬЕ
КЬЁ
КЬО
КЬЮ
КЬЯ

Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, — 11.11.1855, там же), датский теолог, философ-идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой; в конце жизни вступил в бурную полемику с официальными теологическими кругами. Многие из своих трудов («Или — или», «Страх и трепет», 1843, «Философские крохи», 1844 и др.) Кьеркегор Сёрен публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму («Дневник соблазнителя» и др.).

  Философские воззрения Кьеркегор Сёрен сложились под влиянием немецкого романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию. Особое значение Кьеркегор Сёрен придавал сократической иронии, религиозно-философскому истолкованию которой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистерскую диссертацию. Кьеркегор Сёрен критиковал Г. Гегеля за «объективизм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения Кьеркегор Сёрен отвергал, как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишающую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике Кьеркегор Сёрен пытается противопоставить принципиально иную — субъективную («экзистенциальную») диалектику, которая оказывается у Кьеркегор Сёрен средством сохранить отношение личности к боту. На пути к богу человек, согласно Кьеркегор Сёрен, проходит три качественно различные стадии — эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по Кьеркегор Сёрен, достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения «истины» своего существования; этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и «отчаяние», однако это — ещё не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности; другого пути к богу, по Кьеркегор Сёрен, нет.

  Кьеркегор Сёрен настаивал на радикальном парадоксализме и алогичности религиозного переживания, высмеивая попытки рационализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средне-вековой аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеранство воспринималось им как дальнейшая рационализация религии, т. е. как её деградация. Кьеркегор Сёрен защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу.

  Сочинения Кьеркегор Сёрен, отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни Кьеркегор Сёрен и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению Кьеркегор Сёрен обращается протестантская диалектическая теология, а с 1920-х гг. — экзистенциализм. Стиль философствования Кьеркегор Сёрен становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли.

 

  Соч.: Samlede vaerker, 2 udg., bd I—15, Kbh., 1920—36; Papirer, [2 udg.], bd 1—13, Kbh., 1968—70; в рус. пер. — Наслаждение и долг, СПБ. 1894; Несчастнейший, в изд.: Северные сборники, кн. 4, СПБ. 1908.

 

  Лит.: Шестов Л., Киргегард и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора, М., 1970; Быховский Б. Э., Кьеркегор, М., 1972; Haecker Th., S. Kierkegaard..., Münch., 1913; Przywara Е., Das Geheimnis Kierkegaards, Münch., 1929; Dempf A., Kierkegaards Folgen, Lpz., 1935; Alien Е. L., Kierkegaard: his life and thought, N. Y. — L., 1936; Wah I J., Etudes Kierkegaardiennes, 2 ed.. P., 1949; Kassner R., S. Kierkegaard, Hdlb., 1949; HohIenberg J. F., S. Kierkegaard, P., [1956]; Jolivet R., Aux sources de l'existentialisme chrétien. Kierkegaard, P., [1956]; Anz, W., Kierkegaard und der deutsche Idealismus, Tübingen, 1956; Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N. Y., [1962]; Heiss R., Die groben Dialektiker des 19. Jahrhunderts. Hegel, Kierkegaard, Marx, Köln — B., 1963; Mesnard P., Kierkegaard, 3 éd., P., 1963; Adorno Th. W., Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen, [3 Aufl.], Fr/M., 1966; Malaquais J., S. Kierkegaard: foi et paradoxe, [P., 1971]; Jorgensen A., Soren Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, [Aarhus, 1971].

  Ю. Н. Давыдов.

Так же Вы можете узнать о...


Вайгач, остров в Северном Ледовитом океане, на границе Баренцева и Карского морей; отделен от берега материка проливом Югорский Шар, а от Новой Земли — проливом Карские Ворота.
Верхнеджулатское городище, крупный средневековый город на левом берегу Терека, напротив с.
Водяной каштан, водные однолетние растения; то же, что водяной орех.
Высокое Возрождение, период в истории искусства в Италии, падающий на конец 15 и 1-ю четверть 16 вв.
Геккерт Фриц Геккерт, Хеккерт (Heckert) Фриц (28.3.1884, Хемниц, — 7.
Гиппиус Зинаида Николаевна [8(20).11.1869, Белев, ныне Тульской обл.
Гофман Эрих Гофман (Hoffmann) Эрих (25. 4. 1863, Вицмиц, — 8.
Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика, Дагестан.
Дефект масс, разность между массой атома данного изотопа, выраженной в атомных единицах массы, и массовым числом, равным числу нуклонов в ядре данного изотопа.
Доза (в физике) Доза ионизирующего излучения, энергия ионизирующего излучения, поглощённая в единице массы облучаемого вещества.
Еленский, посёлок городского типа в Хвастовичском районе Калужской области РСФСР.
Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР, организован в 1943 в Новосибирске в составе научных учреждений: горно-геологического, химико-металлургического, транспортно-энергетического и медико-биологического институтов; отделов: технической физики, радиофизики и электроники, экономики и мелиорации сельского хозяйства.
Иванов Антон Козинаров (26.10.1884, Копривштица, — 23.