Протестантизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Протестантизм (от лат. protestans, родительный падеж protestantis — публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. Протестантизм возник в 16 в. как новая, специфически «буржуазная разновидность» христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) — в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.

  Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. — основателями Протестантизм — М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих Протестантизм от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с богом: согласно Протестантизм, «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в Протестантизм (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в Протестантизм существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В Протестантизм нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата).

  В своей реформе католицизма Протестантизм апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения Протестантизм считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

  Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами Протестантизм были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты); к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане),чешские братья.

В период 16—17 вв. Протестантизм, воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. Протестантизм стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры).

Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами др. вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (возникавшие в конце 17 — начале 20 вв.) направления Протестантизм отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм (см. Методисты), отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе. Для Протестантизм характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой Протестантизм распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит Протестантизм (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в Протестантизм с распространением со 2-й половины 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить Протестантизм в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в нем. Протестантизм, всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — фундаментализма, а с 20—30-х гг. 20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, Протестантизм Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений Протестантизм, поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. антикоммунистическими интерпретациям революции, и др.).

  Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. Протестантизм распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).

 

  Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; его же, Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973: Чанышев А. Н., Протестантизм. М., 1969; Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962; Вебер М., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 1; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Ferm V. Т., A protestant dictionary, N. Y., 1951. См. также лит. при статьях Реформация, Лютер М., Кальвин Ж.

  А. Н. Чанышев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Стегозавры (Stegosauria), подотряд птицетазовых динозавров.
Текле Тсадык Макурия, Тэкле Цадык Мэкурия (р.
Тубуаи (Tubuai), острова Острал (Austral Islands), группа из 5 островов в Тихом океане, в Полинезии.
Ферримагнитный резонанс, одна из разновидностей электронного магнитного резонанса.
Хильдесхейм (Hildesheim), город в ФРГ, в земле Нижняя Саксония.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика, Чечено-Ингушетия, в составе РСФСР.
Эйлера уравнение ,
Ярошенко Николай Александрович [1(13).12.1846, Полтава, — 25.
Аминосахара, органические соединения, в молекулах которых содержатся группы, характерные для сахаров, — альдегидная (CHO) или кетонная (CO) группа, несколько гидроксильных (OH) и одна или несколько аминогрупп (NH2).
Ациклический цветок, цветок, все части которого (околоцветник, тычинки, пестики) расположены по спирали.
Бёрбанк Лютер Бёрбанк (Burbank) Лютер (7.3.1849, Ланкастер, штат Массачусетс, — 11.
Бутуан (Butuan), город на Филиппинах, на северо-востоке о.
Виттенберг, Лютерштадт (Wittenberg; Lutherstadt), город в ГДР, в округе Галле, на р.