Ламаизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ
ЛАЯ

Ламаизм, одно из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Ламаизм имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском и Агинском Бурятских национальных округах.

  Процесс складывания Ламаизм начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7—9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Ламаизм связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др. В конце 14 — начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357—1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617—82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам — вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16—17 вв. Ламаизм стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16—17 вв. Ламаизм распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.

  Теоретические основы Ламаизм изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.

  Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Ламаизм обладает рядом особенностей. Как религия Ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Ламаизм большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Ламаизм характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисатвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара — «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея — будда «грядущего». В Ламаизм на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Ламаизм ограничивался комментированием переводных текстов.

  Экономическую основу господства Ламаизм составляло крупное монастырское землевладение. Ламаизм являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Ламаизм утратило свои былые экономические и политические позиции.

 

  Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ. 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма — ламаизма, Улан-Удэ. 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; W addell L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism, Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibеtaine, P., 1962.

  В. А. Богословский.

Так же Вы можете узнать о...


Поглощение света, уменьшение интенсивности оптического излучения (света), проходящего через материальную среду, за счёт процессов его взаимодействия со средой.
Пошлины дифференциальные, вид таможенных пошлин, имеющих различные ставки на одни и те же товары (см.
Пуйманова Мария Пуйманова (Pujmanova) Мария (8.6.1893, Прага, — 19.
Режим (франц. regime, от лат. regimen — управление), 1) государственный строй; метод правления.
Руиена, город в Валмиерском районе Латвийской ССР.
Сванскомб, Суонскомб (Swanscombe), город на юго-востоке Великобритании (графство Кент).
Сиканы (лат. Sicani), согласно античной традиции, одно из древнейших племён о.
Советско-цейлонские (шри-ланкские) соглашения, Дипломатические отношения с 6.
Старообрядчество, религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.
Схождение колёс, установка передних колёс автомобиля симметрично под углом к его продольной оси, при этом расстояние между колёсами спереди меньше, чем сзади.
Термализация нейтронов, последняя стадия процесса замедления нейтронов в различных средах, когда существенную роль начинают играть химическая связь, тепловое движение атомов среды.
Трескообразные (Gadiformes), отряд костистых рыб.
Ульбанский залив, мелководный внутренний залив залива Академии (Охотское море) между полуостровами Тугурским и Тохареу (СССР).
Фён (нем. Fohn, от лат. favonius – тёплый зап.
Фуррер Йонас Фуррер (Furrer) Йонас (3.3.1805, Винтертур, — 25.