Монастыри

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

Монастыри (от греч. monastērion — келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские Монастыри) или монахинь (женские Монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

  Древнейшие Монастыри возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязательный принцип нищенства стал фикцией, Монастыри из убежища от мирской суеты превратились в идеологическую опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские Монастыри появились в Бирме и Таиланде (2—3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6—8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские Монастыри стали крупными феодальными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни государства. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских Монастыри в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6—7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Восточной Азии с 12—14 вв.). Большую роль Монастыри играли в Тибете, Монголии и других районах Центральной Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.

Христианские Монастыри возникли первоначально как поселения отшельников (в 3—4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий), с 4 в. — как совместные поселения — киновийные (от греч. koinós bíos — общая жизнь), или общежительные Монастыри; первый такой Монастыри был основан в Тавенне (Египет) Пахомием. В 4—5 вв. Монастыри распространились в Палестине и Сирии, затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии. Монастырская жизнь регламентировалась уставом: в византийских Монастыри преимущественно уставом Василия Великого (4 в.), позднее — уставом Студийского Монастыри в Константинополе (9 в.), в западно-европейских Монастыри в основном уставом Бенедикта Нурсийского, основателя Монастыри в Монтекассино (около 530, Италия), положившего начало ордену бенедиктинцев. Во главе католических Монастыри стояли аббаты (или аббатисы), в православных — игумены (или игуменьи). В экономическом отношении Монастыри представляли собой хозяйсвтенно самодовлеющие организмы. На самом раннем этапе развития Монастыри они создавались как коллективы подвижников, равных между собой, обязанных трудиться (все они должны были заниматься физическим трудом); идеологически первые Монастыри давали иллюзорный выход для социального протеста против существовавшего миропорядка. С развитием феодализма характер Монастыри изменился, внутри Монастыри произошло расслоение, монахи стали разделяться на ряд категорий — по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету. Западно-европейское монашество стало в значительной мере рекрутироваться из рядов феодалов, монастырская верхушка вливалась в господствовавший класс. В католических Монастыри физический труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводстве были переложены на особых работников (конверзов) и на эксплуатируемое Монастыри крепостное крестьянство. Монастыри в процессе развития феодализма превращались (в первую очередь за счёт крестьянских земель) в крупных феодальных землевладельцев. Земельные владения многих средневековых Монастыри достигали сотен тыс. га (например, в 9 в. французским Монастыри Сен-Жермен-де-Пре владел 430 тыс. га земли, Сен-Мартен — 810 тыс. га). На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королевская власть содействовала укреплению католических Монастыри, предоставляя им административную, податную, судебную независимость (см. Иммунитет). Византийские Монастыри существенно отличались от западно-европейских: монахи могли распоряжаться имуществом, составлять завещания, жили по большей части келейно, а не общежительно; византийские Монастыри до 14 в. не стали крупными земельными собственниками, экономически были подконтрольны государственной власти. В 11—13 вв. наблюдался подъём монастырского хозяйства в Западной Европе. Используя труд множества зависимых крестьян, как лично свободных, так и работавших на барщине (например, в крупных Монастыри центральной Англии), Монастыри расширяли обрабатываемые площади, поднимая целину, расчищая леса, осушая болота. Большое число Монастыри представляло собой крупные хозяйства с развитыми земледелием и ремёслами. Расположенные на торговых путях, многие Монастыри рано начали втягиваться в товарно-денежные отношения, вели торговлю солью, вином, хлебом и др., становились центрами торгово-ростовщических сделок, своеобразными банками средневековья. С развитием товарно-денежных отношений Монастыри, включившиеся в светскую жизнь, подвергались «обмирщению», жизнь монахов утратила аскетический характер первоначальных общин (стали процветать разврат, обжорство, тунеядство). Укрепление католических Монастыри в 11—13 вв. в большой мере было связано с Клюнийской реформой, сторонники которой требовали в первую очередь восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского.

  На базе католических Монастыри возникали монашеские ордена, ряд Монастыри объединялся в конгрегации. С образованием в 12—13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католических Монастыри, предназначавшихся для поддержки крестоносцев; при Монастыри устраивались лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т. и. Создание т. н. нищенствующих орденов в 1-й половине 13 в., в период обострения социально-политической борьбы в связи с ростом товарно-денежных отношений, обусловило появление католических Монастыри, тесно связанных с городом, в число их важнейших задач входила борьба с народно-еретическими движениями. Направлявшиеся из этих Монастыри в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, «дочерние», Монастыри, зачастую становившиеся опорными пунктами военных захватов и колонизации (см. Миссионерство). Монастыри являлись оплотом папства в его борьбе за политическое господство в Европе (тем самым они препятствовали процессу централизации европейских государств).

  Если в раннее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла (при Монастыри функционировали монастырские школы, мастерские письма), то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков, они становятся главными центрами борьбы против научной мысли и передовых идей.

  Сильное потрясение испытали католические Монастыри в эпоху Реформации, сопровождавшейся ликвидацией на территориях, где распространился протестантизм, монашества как особого института, закрытием Монастыри и секуляризацией их земельных владений (в Англии, скандинавских странах, Нидерландах, части Швейцарии, Шотландии, немецких протестантских княжествах). Новый подъём монастырского движения был связан с Контрреформацией, новые Монастыри со 2-й половины 16 в. ставили своей главной задачей подготовку церковных кадров для борьбы с протестантами. Монастыри, и прежде всего Монастыри иезуитов, служили орудием клерикализма в борьбе против прогрессивных сил. Большой удар по Монастыри был нанесён буржуазным революциями 18—19 вв. (особенно Великой французской революцией). Однако в связи с ростом революционного рабочего и демократического движения буржуазная реакция восстановила в ряде стран многие ранее упразднённые Монастыри С конца 19 в. число Монастыри стало расти, а их реакционная деятельность (борьба против рабочего демократического движения, социализма) приобрела широкий размах. В 20 в. некоторые протестантские церкви (англиканская, ряд евангелических церквей в США и др.), раньше решительно отвергавшие Монастыри, допустили их появление.

  В исторической литературе нередко Монастыри называют обители мусульманских дервишей, а самих дервишей причисляют к монахам; но это утверждение неточно (см. в ст. Монашество).

В большинстве современных капиталистических стран Монастыри перестали играть роль самостоятельных хозяйственно-экономических единиц. Накопления, производимые в Монастыри, сосредоточиваются у монашеских орденов, которые пускают капиталы в оборот — вкладывают в банки, предприятия, торговлю, главным образом путём приобретения пакетов акций. Ликвидировано крупное землевладение Монастыри, их деятельность регулируется государственными установлениями, значительно сократилась численность их обитателей, некоторые Монастыри прекратили существование. В 60—70-х гг. 20 в. многие Монастыри оказались под воздействием процессов модернизации католической церкви. В соответствии с решениями 2-го Ватиканского собора 1962—65 Монастыри обязаны, особенно в районах миссионерства, считаться с местными традициями и обычаями.

  Согласно официальным данным 1972, в мире насчитывается 25 тыс. мужских и 100 тыс. женских католических Монастыри (но в каждом из них, особенно в женских, число обитателей невелико: 10—20 чел.). Западно-европейские Монастыри являются активными проводниками политики клерикализма.

  В СССР церковь отделена от государства; небольшое число существующих здесь православных Монастыри являются чисто религиозными организациями. В европейских социалистических странах Монастыри как крупные земельные собственники ликвидированы, были изданы постановления, ограничивающие земельные участки Монастыри: в Албании — 27 мая 1946, в Болгарии — 12 марта 1946, в Венгрии — 15 марта 1945, в Польше — в марте 1950, в Чехословакии — 14 и 18 октября 1949, в Югославии — в 1945. В Румынии (где крупное монастырское землевладение было ликвидировано ещё во 2-й половине 19 в.) с.-х. имущество Монастыри, согласно закону об аграрной реформе (от 23 марта 1945), не подлежало отчуждению и оставалось за прежними собственниками. В ГДР (где монастырское землевладение в целом незначительно ввиду преобладания протестантизма) по аграрной реформе 1945 было признано целесообразным не проводить конфискации земельной собственности Монастыри

  В социалистических государствах Азии Монастыри также перестали являться крупными землевладельцами. В МНР ещё в декабре 1928 решением Великого народного хурала крупная феодальная собственность (в т. ч. монастырская) подлежала конфискации. В ДРВ по закону об аграрной реформе от 4 декабря 1953 земли Монастыри подлежали реквизиции или продаже в принудительном порядке. В КНДР закон от 5 марта 1946 запрещал монастырские владения свыше 5 чонбо (1 чонбо = 0,99 га). В КНР в соответствии с законом об аграрной реформе (июнь 1950) земли Монастыри подлежали реквизиции и распределению между безземельными и малоземельными крестьянами.

Монастырь Маульбронн (ФРГ). 12—14 вв. Монастыри.

Монастырь Маульбронн (ФРГ). 12—14 вв.

  Г. Ф. Ильин, Б. Я. Рамм.

Монастыри в России появились в 11 в. в связи с принятием христианства. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, жаловавшими им земли, ссужавшими деньгами и предоставлявшими им судебные и податные привилегии. Монастыри сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. В первые века после крещения Руси Монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки. В 11—12 вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский Монастыри Наряду с крупными Монастыри (Киево-Печерским, Новгородским Юрьевым и др.) в 12—13 вв. распространение получили мелкие Монастыри, имевшие по 3—5 монахов-отшельников. Во 2-й половине 14 в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу Монастыри — монахи были переведены на общежительный устав. Роль Монастыри в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает. В 14—15 вв. возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. крупные Монастыри; в 16 в. на С., в Подвинье, — Антониево-Сийский Монастыри; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные Монастыри основывают свои филиалы в целях христианизации местного населения. По подсчётам историка С. Б. Веселовского во 2-й половине 16 в. в России было не менее 200 Монастыри Они расширяли свои владения, осуществляли покупки и вымогали земли под видом вкладов, просили государственные пожалования, захватывали окрестные черносошные земли. На этой почве происходили острые столкновения Монастыри с крестьянами. Монастыри опутывали крестьян сетью долговых обязательств («серебренечество»). В конце 15—16 вв. рост монастырского землевладения начал тревожить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель, удобных для испомещения служилого дворянства. В 1503 на церковном соборе был поставлен вопрос о ликвидации церковного и монастырского землевладения. В дальнейшем споры вокруг вопроса о допустимости Монастыри владеть населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами. На Стоглавом соборе (1551) было решено ограничить приобретение земель монастырями. В 1572 правительство запретило производить земельные вклады в крупные Монастыри, а в 1581 на церковном соборе было принято решение о безусловном запрещении Монастыри приобретать земли. Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности, развивая ростовщическую деятельность, Монастыри усиливали эксплуатацию крестьян. Крестьянские волнения произошли в 1594—95 в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян с оброка на барщину и проводили принудительное кредитование под высокие проценты. Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606—07) Монастыри деятельно помогали правительству Василия Шуйского в подавлении крестьянского движения. Оправившись после экономической разрухи, нанесённой Крестьянской войной и иностранной интервенцией начала 17 в., Монастыри вновь стали к середине 17 в. серьёзной экономической и политической силой. правительство Алексея Михайловича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 запретило Монастыри покупать и брать в заклад вотчины, был организован особый Монастырский приказ. Рост Монастыри сократился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы, запретил Монастыри скупать земли. В 1764, в связи с ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в Коллегию экономии (в Курской и Воронежской губернии секуляризация была проведена в 1786—1788). Однако в 19 в. в царствования Александра I и Николая I Монастыри снова получили пахотные земли и угодья. Соловецкий, Спасо-Евфимиев и др. Монастыри использовались как места заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии. На территории многонациональной Российской Империи имелись также буддийские и католические Монастыри

  К 1917 в России насчитывалось 1025 православных Монастыри, в которых было около 100 тыс. монахов, монахинь и «послушников». Монастыри в 1910 владели 739 тыс. десятин земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавра — около 1,5 млн. руб. в год). Монастыри враждебно встретили Октябрьскую революцию 1917, в годы Гражданской войны 1918— 20 служили оплотом контрреволюции. Декретом Советского правительства от 20 января (2 февраля) 1918 церковь была отделена от государства, а имущество Монастыри объявлено народным достоянием. Земли Монастыри были розданы крестьянам, многие здания Монастыри отведены под школы, больницы, клубы и музеи. В СССР имеется несколько православных Монастыри с небольшим числом монахов. Монастыри являются чисто религиозными организациями.

  В. И. Корецкий.

Архитектура Монастыри отразила многообразие их функций и их менявшуюся роль в общественной жизни. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. в Индии появились буддийские Монастыри, распространившиеся в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные Монастыри (главным образом на З. Индии — в Аджанте, 2 в. до н. э. — 7 в. н. э., Карли, 1 в. до н. э., Багхе, около 400—700) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, а позже монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки; аналогичны пещерные Монастыри Китая (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353—366). Монастыри из наземных построек, известные в Индии (Наланда, основан в 427), в Китае приобрели характер комплекса храмов, молитвенных, жилых и мемориальных пагод (Лингусы в Нанкине, 14—17 вв.) или регулярного осевого ансамбля смежных дворов и деревянных храмов-павильонов. В Японии и Юго-Восточной Азии получили развитие ансамбли деревянных монастырских зданий (Салин в Мандалае, 2-я половина 19 в.; см. илл.). Ламаистские Монастыри Тибета строились но строгим канонам и окружались стенами (Самье в верховье р. Цангпо. середина 8 в., с главными зданиями, помещенными на оси В. — З.); обычно они располагались амфитеатром на склонах гор. В Монголии Монастыри распространились с конца 16 в.: наряду с Монастыри типа «хуре» (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились Монастыри китайского («сумэ»), тибетского («хит») и смешанных типов (Да-Хуре в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойчжин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904—08; Амур-Баясхуланту-хит, 17—18 вв.). В 18 в. ламаистские Монастыри распространились в Бурятии («дацаны» — обширные регулярные комплексы ярусных храмов и домов лам) и Калмыкии («хурулы» — комплексы войлочных кибиток, деревянных и каменных храмов, молелен, жилых домов).

  Христианские комплексы Монастыри появились в Восточной Римской империи в коптском Египте в 4—5 вв. (Бауит, 4 в.; Белый Монастыри, около 440; Красный Монастыри, 5 в.); к древневосточным укреплениям восходят суровые, высокие, сужающиеся кверху стены, внутри которых — церкви (3-нефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. Этот тип развивался в ряде стран Северной Африки (Тебесса в Алжире, 5—6 вв.) и Передней Азии (Калат-Семан в Сирии, 5—6 вв.).

  В 6—9 вв. сформировались архитектурный тип и планировка западно-европейского католического монастырского комплекса (сохранился план Монастыри Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820). В окруженном стенами регулярно распланированном Монастыри доминировала церковь, к которой примыкал (обычно с Ю.) дворик-клуатр с галереями. Вокруг клуатра располагались зал капитула, трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) — чаще всего 2-нефные залы; в продуманном порядке размещались хозяйственный двор с мастерскими и службами, кладовые, больница, странноприимный дом. Композиция Монастыри варьировалась различными орденами. Монастыри и монастырские церкви 11—12 вв. (Сент-Олбанс в Англии, 1077—88; Клюни в Бургундии, 1088—12 в., церковь Марии на озере Лах в Германии, 1093—1156, см. илл.) принадлежат к наиболее значительным архитектурным памятникам романского стиля. В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки и т. д.); с экспансией немецкого ордена связаны Монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец 13 — 14 вв.).

  Православные Монастыри Византии, балканских славян, Руси и Грузии и армянские Монастыри имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся часто в течение веков (византийские монастыри — Хора в Константинополе, 5—15 вв., и на полуострове Айон-Орос; Санаин, см. илл.; Бачково в Болгарии, 11—19 вв.; Киево-Печерская лавра, Гелатский монастырь). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. Архитектурные формы служебных и хозяйственных построек (больниц, бань, прачечных) часто связаны с народным зодчеством. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные Монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Русские Монастыри, постепенно расширяясь и обстраиваясь, превратились в живописнейшие архитектурные ансамбли, объединившие произведения многих эпох. При основании и расширении Монастыри учитывались их расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплексе ландшафтом. Оборонные функции определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра; Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове). Построенные вокруг городов или в их черте Монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (московские Монастыри 16—17 вв. — Донской монастырь, Новодевичий монастырь и др., служившие крепостями на подступах к столице). Архитектурные формы рус. Монастыри до середины 16 в. были строгими, лаконичными, а к концу 17 в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт Монастыри активно участвовали в формировании облика городов.

  В периоды Возрождения и особенно барокко Монастыри-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546—74), уступали место парадным ансамблям Монастыри-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный Монастыри). В 19—20 вв. новые Монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956—59, архитектор Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские Монастыри стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий монастырь в Москве. 16—17 вв. Монастыри.

Новодевичий монастырь в Москве. 16—17 вв.

  Монастыри И. Андреев.

 

  Лит.: Зверинский В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1—3, СПБ, 1890—97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, Монастыри, 1908; Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв., Монастыри, 1960; Тихомиров Монастыри Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сборнике: Исторические записки, т. 3, Монастыри, 1938; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI — начала XVII вв., в сборнике: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, Монастыри, 1958; Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., Монастыри, 1966; Ильин Монастыри А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, Монастыри, 1954; BraunfeIs W., Abendländische Klosterbaukunst, Köln, 1969.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План около 820: 1 — средний неф базилики; 2 — боковые нефы; 3 — трансепт; 4 — восточная апсида; 5 — хор; 6 — западная апсида; 7 — главный алтарь; 8 — дворики; 9 — башни; 10 — клуатр; 11 — спальня монахов; 12 — трапезная; 13 — погреб; 14 — кухня и хозяйственные службы; 15 — жилище аббата; 16 — школа; 17 — странноприимный дом; 18 — больница; 19 — дом послушников; 20 — капеллы; 21 — кладбище; 22—24 — сады и огороды. Монастыри.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План около 820: 1 — средний неф базилики; 2 — боковые нефы; 3 — трансепт; 4 — восточная апсида; 5 — хор; 6 — западная апсида; 7 — главный алтарь; 8 — дворики; 9 — башни; 10 — клуатр; 11 — спальня монахов; 12 — трапезная; 13 — погреб; 14 — кухня и хозяйственные службы; 15 — жилище аббата; 16 — школа; 17 — странноприимный дом; 18 — больница; 19 — дом послушников; 20 — капеллы; 21 — кладбище; 22—24 — сады и огороды.

 

Так же Вы можете узнать о...


Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. týpos — отпечаток), применяемый в гравюре вид высокой печати с использованием водяной (обезжиренной) краски; предложен И.
Американские грифы (Cathartidae), семейство птиц отряда дневных хищников (Falconiformes).
Аполитичность (от греч. а — отрицательная частица и политика), пассивное, безразличное (действительное или мнимое) отношение к общественной жизни и политической деятельности.
Асуан (древнее название — Сиена), город в ОАР, административный центр мухафазы .
Балдахин (итал. baldacchino, собств. шёлковая ткань из г.
Белая раса, неточное и устаревшее название европеоидной расы.
Биологические журналы . Сообщения на биологические темы выдающихся естествоиспытателей стали публиковать в первых научных журналах сразу же после их основания во 2-й половине 17 в.
Борн Макс Борн (Born) Макс (р. 11.12.1882, Бреслау, ныне Вроцлав, — 5.
Бурея (река) Бурея, река в Хабаровском крае и Амурской области РСФСР, впадает в Амур слева, двумя рукавами.
Василики, базилики (греч. Basilika), последняя кодификация византийского права, законченная в 890 н.