Партесное пение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Партесное пение (от позднелат. partes — голоса, множественное число от лат. pars часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. Теория Партесное пение обобщена в «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.). Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652) и пользовалось распространением в России до последней четверти 18 в. Различают 2 вида Партесное пение: с постоянным складом многоголосия при одновременном произнесении текста и отсутствии пауз в хоровых голосах; с переменным складом многоголосия, сопоставлениями звучания всего состава хора и групп голосов, имитациями, вызывающими разновременное произнесение текста. Количество голосов было различным — от 3 до 12, в единичных случаях — до 16, 24, 48. Тексты заимствовались из литургии, всенощной и др. служб. Особенно развитой фактурой отличались партесные концерты. Создателями этих произведений были украинские и русские композиторы, среди них — Василий Титов, служивший в государевых певчих дьяках (1678—98). Распространению Партесное пение служило исключительно переписывание рукописей. Большая их коллекция находится в архиве Исторического музея в Москве, имеются они и в др. архивах. Изданий произведений Партесное пение почти не было, некоторые образцы приведены в современных книгах по истории музыки. Последнее из таких изданий — «Памятники русского музыкального искусства» (в. 2, 1973).

 

  Лит.: Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыки, в. 1, М., 1938; История русской музыки, т. 1, М., 1972.

  В. В. Протопопов.

Так же Вы можете узнать о...


Аладжаджян Степан Егиаевич (р. 3.1. 1924, г.
Барбон Николас Барбон (Barbon) Николас (1640—1698), английский буржуазный экономист, предшественник сторонников т.
Бюрократия (буквально — господство канцелярии, от франц.
Гайворон, город, центр ского района Кировоградской обл.
Гуревич Михаил Иосифович [р. 31.12. 1892 (12.
Жаров Михаил Иванович [р. 14(27).10. 1900, Москва], русский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1949).
Кабан, дикая свинья, вепрь, (Sus scrofa), парнокопытное млекопитающее семейства свиней.
Кокшенга, река в Вологодской и Архангельской области РСФСР, левый приток р.
Ла-Кина (La Quina), многослойная палеолитическая стоянка на левом берегу р.
Мао Дунь (псевдоним; настоящее имя Шэнь Янь-бин) (родился июль 1896, Цинчжэнь, провинция Чжэцзян), китайский писатель, общественный деятель.
Муонио-Эльв, Муонио-Йоки (Muonio älv, Muoniojoki), река на границе Швеции и Финляндии, левый приток р.
Онсагера уравнение электропроводности, соотношение, показывающее зависимость электропроводности электролита от его концентрации.
Плотва (Rutilus), род рыб семейства карповых.
Рамзей Аллан Рамзей, Рэмзи (Ramsay) Аллан (15.10.1686, Лидхилс, Ланарк, — 7.
Секач, взрослый самец котика икабана.