Фридрих Каспар ДавидБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грейфсвальд, — 7.5.1840, Дрезден), немецкий живописец-пейзажист, представитель раннего романтизма. Учился в АХ в Копенгагене (1794—98). С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ. Изображая ландшафты южной Германии и Балтийского побережья, поросшие лесом дикие скалы, пустынные дюны, иногда с теряющимися перед далёким горизонтом в феерии солнечного или лунного света одной-двумя человеческими фигурками, Фридрих Каспар Давид стремился передать восхищение стихийной мощью и бесконечностью природы, созвучие природных сил настроениям и движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Фридрих Каспар Давид отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар; «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Двое, созерцающие луну», см. илл.). Порой мотивы Фридрих Каспар Давид получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин; «Монастырское кладбище под снегом», см. илл.; «Гибель “Надежды” во льдах», см. илл.). Фридрих Каспар Давид." alt="К. Д. Фридрих (Германия). «Разбитая надежда». 1822. Кунстхалле. Гамбург." Фридрих Каспар Давид." alt="К. Д. Фридрих. «Двое, созерцающие луну». 1819—20. Картинная галерея. Дрезден." К. Д. Фридрих (Германия). «Разбитая надежда». 1822. Кунстхалле. Гамбург. К. Д. Фридрих (Германия). «Монастрыское кладбище под снегом». 1819. Картина не сохранилась. Фрагмент. К. Д. Фридрих. Автопортрет. Рисунок углем. Национальная галерея. Берлин. К. Д. Фридрих. «Двое, созерцающие луну». 1819—20. Картинная галерея. Дрезден.
Лит.: Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971; Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970; Börsch-Supan Н., Jahnig K. W., Caspar David Friedrich, Münch., 1973. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|