Чикагская школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЧА ЧЕ ЧЁ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЫ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧИА
ЧИБ
ЧИВ
ЧИГ
ЧИЖ
ЧИИ
ЧИЙ
ЧИК
ЧИЛ
ЧИМ
ЧИН
ЧИП
ЧИР
ЧИС
ЧИТ
ЧИУ
ЧИФ
ЧИХ
ЧИЧ
ЧИШ

Чикагская школа в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма. Идейно-теоретические взгляды Чикагская школа стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина Чикагская школа получила в 60—70-е гг. Главные представители Чикагская школа — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей Чикагская школа нашли в работах Найта и особенно Фридмена.

  Сторонники Чикагская школа по многим вопросам (формы и методы государственного регулирования капиталистической экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости и др.) занимают антикейнсианские позиции и выступают приверженцами неоклассического направления в современной буржуазной политической экономии. Методология Чикагская школа основывается на принципах маржинализма, апологетической концепции предельной производительности факторов производства (см. Производительности теории), субъективно-психологической предельной полезности теории.

Представители Чикагская школа объявляют ошибочным положение Дж. М. Кейнса о неспособности капиталистической экономики обеспечивать нормальный ход расширенного воспроизводства без вмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь. Ими выдвигается тезис о дестабилизирующем воздействии государства на развитие капиталистической экономики. Для представителей Чикагская школа характерна идеализация стихийного рыночного механизма. Они полагают, что лишь в условиях системы частной собственности и свободного предпринимательства достижимы рациональные формы хозяйствования и экономической эффективности.

  Защита рыночного механизма и свободной конкуренции используется Чикагская школа для резких нападок на рабочий класс, требования которого о повышении заработной платы рассматриваются как ограничение свободной игры рыночных сил. Представители Чикагская школа не считают безработицу одной из главных социально-экономических проблем современного капитализма. Борьба с социально-экономическими недугами капитализма должна, по их мнению, вестись с помощью «автоматических» механизмов стихийного рынка и свободной конкуренции.

  Теоретики Чикагская школа выступают против ограничения экономической экспансии монополий. Их практические рекомендации направлены против прогрессивных ставок подоходного обложения, налогов на корпорации и сбережения, государственного контроля над ценами и т.п. Чикагская школа является выразителем идеологии и интересов наиболее консервативных кругов монополистической и средней буржуазии, одним из самых ревностных теоретических защитников частно-собственнических устоев капитализма.

  Центральной проблемой представителей Чикагская школа является теория денег. С середины 50-х гг. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег (см. Деньги, раздел Буржуазные теории денег), получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии капиталистического общества; количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности. Так, вслед за К. Викселлем, И. Фишером и другими буржуазными экономистами представители Чикагская школа дают денежно-кредитную трактовку экономических кризисов, отрицая их как внутренне присущую капиталистической экономике закономерность. Они считают, что циклическое развитие капиталистической экономики — результат нарушений в денежно-кредитной сфере. По мнению Фридмена, разрушительный экономический кризис 1929—33 мог бы в США закончиться к 1931, если бы Федеральная резервная система США не пошла на уменьшение денежной массы в обращении.

  Важное место в теоретической аргументации сторонников монетаризма отводится концепции постоянного дохода, которая предполагает существование постоянного компонента потребительских расходов. Центральное звено доктрины монетаризма — функция спроса на деньги, на основе которой делается вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и изменением уровня цен. Причины инфляции сторонники монетаризма видят в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики.

  Критикуя их, монетаристы полагают, что в регулировании со стороны государства нуждается только показатель роста денежной массы в обращении. По мнению Фридмена, систематическое и равномерное увеличение денежной массы в обращении на 3—5% в год якобы обеспечит бесперебойное функционирование капиталистической экономики. Однако осуществление этой и других рекомендаций Чикагская школа не может устранить цикличности развития капиталистической экономики, обусловленной основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.

 

  Лит.: Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968, гл. 7, § 5, 7; Бурачас А. И., Теории спроса, М., 1970, гл. 3; Усоскин В. М., Теории денег, М., 1976, гл. 3; Friedman М., The optimum quantity of money and other essays, Chi., 1969; его же, Money and economic development. The norowitz lectures of 1972, N. Y., 1973.

  А. А. Хандруев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Децемвиры (лат. decemviri, от decem — десять и vir — муж, человек), в Древнем Риме всякая коллегия из 10 человек, избираемая для выполнения специальных государственных поручений (судебных дел, вопросов культа, записи законов и т.
Желточный мешок, орган питания и дыхания у зародышей головоногих моллюсков, хрящевых и костистых рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и человека.
Индивидуально-бригадное обучение, одна из форм краткосрочной (до 6 мес.
Карлтонвилл (Carletonville), город в Южно-Африканской Республике, в провинции Трансвааль.
Колумбарий (лат. columbarium, первоначальное значение — голубятня, от cofumba — голубь), хранилище урн с прахом после кремации.
«Крупп» (Krupp, Fried. К. Huttenwerke A. G.), одна из крупнейших промышленных монополий ФРГ, мощный металлургический и машиностроительный концерн с комбинированной производственной программой, охватывающей горнодобывающую, сталелитейную, металлообрабатывающую промышленность, общее машиностроение, авто-, судои авиастроение, производство электроэнергии, проектирование и строительство комплектных предприятий, торговлю и т.
Лингвистический закон, некоторое общее правило, общая закономерность, характерные для данного языка, разных языков или языка вообще; регулярное и последовательное воспроизведение того или др.
Масан, город и порт в Южной Корее, в провинции Кёнсан-Намдо, на берегу гавани залива Чинхэман в Корейском проливе.
Монголия, историческая область, населённая монголами и упоминаемая в исторических источниках с 8 в.
Нефтяные воды, воды нефтяных месторождений, подземные воды, сопровождающие нефть в продуктивных горизонтах.
Ортогональная проекция, частный случай параллельной проекции, когда ось или плоскость проекций перпендикулярна (ортогональна) направлению проектирования.
Печоро-Илычский заповедник, расположен на западных склонах в предгорьях Северного Урала.