Якорь (судовой)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯКА
ЯКИ
ЯКК
ЯКО
ЯКТ
ЯКУ
ЯКШ

Якорь судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Якорь (судовой) должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуются Якорь (судовой) т. н. держащей силой — силой, которую необходимо приложить к единице веса Якорь (судовой), чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая сила зависит от конструкции, веса Якорь (судовой), рода грунта.

  Первые Якорь (судовой) появились более 4 тыс. лет назад и представляли собой камень, привязанный к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота Якорь (судовой) (т. н. адмиралтейского) появился около 3 тыс. лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим образом (рис. 1): Якорь (судовой) ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить Якорь (судовой) по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надёжны, обладают хорошей держащей силой (6—12 кгс на 1 кгс веса Якорь (судовой)). Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского Якорь (судовой) и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Из-за этого такой Якорь (судовой) часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.

Рис. 1. Современный адмиралтейский якорь: 1 — шток; 2 — веретено; 3 — лапа; 4 — рог. Якорь (судовой).

Рис. 1. Современный адмиралтейский якорь: 1 — шток; 2 — веретено; 3 — лапа; 4 — рог.

  Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций Якорь (судовой), удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все Якорь (судовой) изготовляются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространённые конструкции Якорь (судовой) (рис. 2) разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по просьбе немецкой фирмы «Грюзон»). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает 200 и более. Масса самого крупного в мире Якорь (судовой) 27,2 т (США, 1954). Современные Якорь (судовой) изготовляют из стали литыми или сварными.

Рис. 2. Типы конструкций современных судовых якорей: а — Холла; б — Болдта; в — Грюзона—Хейна; г — Байерса; д — Матросова; е — Дэнфорда. Якорь (судовой).

Рис. 2. Типы конструкций современных судовых якорей: а — Холла; б — Болдта; в — Грюзона—Хейна; г — Байерса; д — Матросова; е — Дэнфорда.

  Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длит. стоянке, используют мёртвые Якорь (судовой) разнообразных конструкций (рис. 3). Наиболее удачным считается Якорь (судовой), предложенный английским гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяют Якорь (судовой) специального назначения (рис. 4). Плавучие Якорь (судовой) предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них — парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые Якорь (судовой), обычно однорогие,— их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Якорь (судовой) специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многорогие (например, «кошка») и безрогие.

Рис. 3. Мёртвые якоря: а — винт Митчелла; б — «сегмент»; в — мёртвый якорь направленного действия. Якорь (судовой).

Рис. 3. Мёртвые якоря: а — винт Митчелла; б — «сегмент»; в — мёртвый якорь направленного действия.

Рис. 4. Якоря специального назначения: а — плавучий; б — ледовый; в — «кошка»; г — якорь-гриб. Якорь (судовой).

Рис. 4. Якоря специального назначения: а — плавучий; б — ледовый; в — «кошка»; г — якорь-гриб.

 

  Лит.: Скрягин Л. Н., Книга о якорях, М., 1973.

Так же Вы можете узнать о...


Электрогравиметрия, один из электрохимических методов анализа.
Южная Георгия (South Georgia), остров в юго-западной части Атлантического океана.
Аврал, работа на судне, выполняемая одновременно всем или почти всем личным составом, который вызывается для авральной работы специальным сигналом и командой «все наверх» (англ.
Александров Павел Сергеевич [р. 25.4(7.5). 1896, Богородск, ныне Ногинск Московской области], советский математик, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1929), Герой Социалистического Труда (1969).
Аномалии истинная, средняя, эксцентрическая (в небесной механике), величины, определяющие положение небесного тела (планеты, спутника и т.
Аспиды (от греч. aspis, род. падеж aspidos — ядовитая змея), ядовитые ужи (Elapidae), семейства змей.
Балтакис Альгимантас (р. 15.2.1930, дер. Страздишкис Утянского уезда), литовский советский поэт.
Бембель Андрей Онуфриевич [род. 17(30).10.1905, Велиж Витебской губернии], советский скульптор, народный художник БССР (1955).
Богуский Юзеф Ежи Богуский (Boguski) Юзеф Ежи (7.9.1853, Варшава, — 18.
Брянцев Александр Александрович [2(14).4.1883, Петербург, — 30.
Вариометр гравитационный, см. Гравитационный вариометр.