БрянскБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Брянск, город, центр Брянской области РСФСР. Расположен на р. Десне, при впадении р. Болвы. Крупный узел железных дорог (линии на Москву, Киев, Харьков, Гомель, Смоленск, Орёл и Вязьму). В 1956 в состав Брянск вошёл соседний промышленный город Бежица. 318 тыс. жителей (1970; в1939 — 174тыс., в 1959 — 207 тыс. жителей). Брянск. Гостиница «Десна». Брянск возник как укрепленный пункт на высоком правом берегу Десны, среди лесов. Первоначальное название — Брынь, затем Дебрянск. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146. В 12 в. принадлежал черниговским князьям, с 1252 — «стольный» город удельного Брянского княжества. В 1356 был захвачен литовским князем Ольгердом и находился под властью Литвы и Польши. В 1500 войско Ивана III овладело Брянск, и он окончательно вошёл в состав Московского государства. При Петре I был заново укреплен; в городе заложена корабельная верфь, на которой в 1737—39 строились суда Брянской флотилии для похода в Турцию. В 1783 в Брянск был основан арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии. В 1709 вошёл в состав Киевской губернии, а с 1778 — уездный город Орловской губернии. В 19 в. Брянск становится центром Брянского промышленного района; в 70-х гг. возникает акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. В 1898—1900 был создан Орловско-Брянский комитет РСДРП. Советская власть в Брянск установилась 25 октября (7 ноября) 1917. В период Великой Отечественной войны Брянск был занят (6 октября 1941—17 сентября 1943) немецко-фашистскими захватчиками; в окрестностях города (в брянских лесах) действовало около 60 тыс. советских партизан. Брянск. Комсомольская улица. Брянск — крупный индустриальный центр. В промышленности ведущую роль играет машиностроение: заводы — машиностроительный (бывший паровозостроительный), автомобильный, дорожных и сельскохозяйственных машин, «Строммашина» и др.; главная продукция — дизели, тепловозы, специальные (изометрические и др.) грузовые вагоны, тяжёлые тракторы, бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, асфальтосмесители, узлы и агрегаты для автомашин, оборудование для цементных заводов, дробилки, машины и оборудование для сельского хозяйства и др. Развиты передельная металлургия и выпуск стального литья; производство стройматериалов (завод силикатного кирпича, кирпично-известковый и строительных деталей комбинаты, завод железобетонных изделий и др.), лёгкая (камвольный комбинат, швейные и обувные фабрики), пищевая (мелькомбинат, мясокомбинат, молочный завод и др.), деревообрабатывающая промышленность. Брянск получает газ по газопроводам из Дашавы и Шебелинки. Имеется тепловая электростанция. В Брянск — институты транспортного машиностроения и технологический, 12 средних специальных учебных заведений; драматический театр; краеведческий музей. Современный Брянск делится на 4 района, различных по внешнему облику и экономическому значению. Ядро города — Покровская гора, расположенная на крутом правом берегу Десны, на левобережье Десны — южная часть Брянск, его привокзальный район. Основной индустриальный район расположен в северной части города при слиянии Болвы и Десны (бывший г. Бежица); в северо-западной части Брянск формируется новый промышленный район.
Лит.: Соколов В. и Шавырин Брянск, Брянск. Историко-экономический очерк, Брянск, 1952; Волохов В. П., Брянск, Тула, 1968. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|