ТепловозБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тепловоз, один из видов локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Тепловоз: тепловозный двигатель, силовая передача, экипажная часть, вспомогательное оборудование. Установленный в машинном отделении Тепловоз двигатель превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую или электрическую энергию, которая через механическую, гидромеханическую или электрическую силовую передачу реализуется в движение колёсных пар. Идея использования теплового двигателя на локомотиве возникла в конце 19 в. Предшественники Тепловоз — автодрезины, мотовозы, создававшиеся главным образом для внутризаводских перевозок. Русский инженер В. И. Гриневецкий в 1908—12 создал опытный двигатель внутреннего сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе локомотива. Тепловоз с таким двигателем и прямой передачей был спроектирован, но не был построен. В 1922 Тепловоз оригинальной конструкции с механическим генератором газа предложил советский инженер А. Н. Шелест. (Его идея была осуществлена только в 50-е гг. 20 в. в Швеции.) Первый магистральный Тепловоз (рис. 1) был создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля. Наиболее распространены Тепловоз с электрической передачей (рис. 2, 3), в которых коленчатый вал основного двигателя вращает якорь главного электрогенератора, вырабатывающего электрический ток для питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей тяговых электродвигателей передаётся колёсным парам. Рис. 1. Первый магистральный тепловоз с дизелем мощностью 750 квт (1000 л. с.), построенный в СССР в 1924. Рис. 2. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ10Л с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. с.). Ворошиловград. 1962. Рис. 3. Двухсекционный тепловоз 2ТЭ116 — 001 с двумя дизелями общей мощностью 4400 квт (6000 л. с.). Ворошиловград. 1971. К экипажной части Тепловоз относятся главная рама, двух-, трёхили четырёхосные тележки с колёсными парами, буксами и рессорным подвешиванием (см. Подвеска). На главной раме Тепловоз располагается кузов. Тепловоз выполняются одно-, двухи трёхкузовными (одно-, двухи трёхсекционными). В кузове размещается кабина машиниста, из которой осуществляется управление Тепловоз Машинист при помощи контроллера устанавливает определённую частоту вращения вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д. пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в которой размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи Тепловоз В машинном отделении, кроме двигателя, находится главный генератор, компрессор, аккумуляторная батарея, фильтры и т. п. Тепловоз — экономичный локомотив, на котором энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе. Современные Тепловоз имеют расчётный кпд 28—32%, развивают скорость 120—160 км/ч и более.
Лит.: Якобсон П. В., История тепловоза в СССР, М., 1960; Тепловоз ТЭЗ, 5 изд., М., 1973; Тепловозы СССР. Каталог-справочник, М., 1974. П. И. Кметик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|