Веер, опахало, известен с древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Первоначально Веер (опахало) служили листья пальм, лотосов и др. Форму листьев в дальнейшем приняли Веер (опахало) плетёные (распространены в Полинезии, Индонезии, у народов Южной Америки, Африки и др.), деревянные, металлические и Веер (опахало) из ткани или бумаги, натянутой на твёрдую раму. Последние особенно характерны для Японии и Китая, где Веер (опахало) являлся важнейшей принадлежностью быта, религиозных и придворных церемоний; позднее там появились складные Веер (опахало) (из отдельных пластинок, которые скреплены у основания штифтом, а в верхней части соединены лентой, тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенными дугообразно и позволяющими раскрывать Веер (опахало) до формы полукружия). Этот тип Веер (опахало) был перенесён в Европу (где ранее преобладали Веер (опахало) твёрдые и из перьев) и получил наибольшее распространение в 17—19 вв. во всех европейских странах. Наряду с простыми Веер (опахало), употреблявшимися в повседневном быту, создавались нарядные, часто высокохудожественные Веер (опахало) из ценных материалов (слоновой кости, панциря черепахи, перламутра, драгоценных металлов, страусовых перьев, шёлка, кружев и др.), украшенные тончайшей резьбой, инкрустацией, эмалью, драгоценными камнями, вышивкой, росписью. В создании уникальных Веер (опахало) участвовали известные художники (например, ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре во Франции) и ювелиры. Материал и характер украшения Веер (опахало) менялись в соответствии со сменой эпох, стилей и моды.
Китайский складной веер из ажурных серебряных пластин с позолотой. 19 в.
Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.
Лит.: Тройницкий С. Н., Каталог вееров XVIII века, П., 1923; Percival М. I., The fan book, L., 1920: The fan. Catalogue of an exhibition held in Copenhagen. 1957, under auspices of Societeten Haandarbejdets Fremme..., [Cph., 1957].