Ватто Антуан

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВАА
ВАБ
ВАВ
ВАГ
ВАД
ВАЕ
ВАЖ
ВАЗ
ВАИ
ВАЙ
ВАК
ВАЛ
ВАМ
ВАН
ВАП
ВАР
ВАС
ВАТ
ВАУ
ВАФ
ВАХ
ВАЦ
ВАЧ
ВАШ
ВАЩ
ВАЯ

Ватто(Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10.10.1684, Валансьенн, французская Фландрия, — 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто Антуан к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце Ватто Антуан изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17—18 вв. способствовало освобождению французской художественной школы от догм академизма, насаждавшихся в 17 в. Ш. Лебреном. В 1717 Ватто Антуан получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж). В 1719—20 посетил Англию.

А. Ватто. Ватто Антуан.

А. Ватто.

  Творческие устремления Ватто Антуан положили начало новому этапу в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 в., Ватто Антуан обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества». Важную роль в творческом методе Ватто Антуан играло поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. Ватто Антуан впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин Ватто Антуан — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. В лирических сценах Ватто Антуан, чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков.

  Расцвет творчества Ватто Антуан был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Ватто Антуан не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).

«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем. Ватто Антуан.

«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.

«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем. Ватто Антуан.

«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.

«Общество в парке». Около 1717—18. Картинная галерея. Дрезден. Ватто Антуан.

«Общество в парке». Около 1717—18. Картинная галерея. Дрезден.

«Жиль». Около 1719—21. Лувр. Париж. Ватто Антуан.

«Жиль». Около 1719—21. Лувр. Париж.

  Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто Антуан, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды.

  Творчество Ватто Антуан открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие Ватто Антуан (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.

 

  Лит.: Алпатов М. Ватто Антуан, Ватто, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, 2 изд., М., 1963; Чегодаев А. Д., Антуан Ватто, М., 1963; Немилова И. С., Ватто и его произведения в Эрмитаже, Л., 1964; Adhémar Н., Watteau, sa vie—son oeuvre, P., 1950; Parker K. T., Matheу J., Antoine Watteau. Catalogue complet de son oeuvre dessiné, v. 1—2, P., 1957.

  Ю. К. Золотов.

Так же Вы можете узнать о...


Стероиды, класс органических соединений, относящихся по химической природе к изопреноидам.
Бериев Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович [р. 31.
Колагеран, посёлок городского типа в Гугаркском районе Армянской ССР.
Прядильное производство, совокупность технологических процессов, необходимых для выработки (из относительно коротких волокон) непрерывной нити — пряжи, используемой для изготовления текстильных изделий: тканей, трикотажа, гардин, сетей, шнуров, ниток, канатов и др.
Эбулиоскопия, эбуллиоскопия (от лат. ebullio — вскипаю и .
Донати Джованни Донати (Donati) Джованни (16.12.1826, Пиза, — 20.
Неравенства (в астрономии) Неравенства в астрономии, то же, что возмущения небесных тел.
Трубачи (род простейших) Трубачи, стенторы (Stentor), род простейших класса инфузорий подотряда разноресничных.
Веян Андрис (псевдоним; настоящие имя и фамилия Донат Геронимович Калнач) (р.
Ландшафт (нем. Landschaft) в искусстве, то же, что пейзаж.
Сароян Уильям Сароян (Saroyan) Уильям (р. 31.8.1908, Фресно, Калифорния), американский писатель.
Алкамен (Alkamenes), древнегреческий скульптор 2-й половины 5 в.
Интердикт (от лат. interdictum— запрещение), одна из форм церковного воздействия и наказания в католицизме, заключающаяся во временном запрете папой (иногда епископом) совершать богослужение и религиозные обряды (без отлучения от церкви) в пределах той или иной территории (И.
«Партийная жизнь», двухнедельный журнал ЦК КПСС.