Глухонемота

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЛА
ГЛЕ
ГЛИ
ГЛО
ГЛУ
ГЛХ
ГЛЫ
ГЛЮ
ГЛЯ

Глухонемота, врождённая или возникшая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Нормально слышащий ребёнок овладевает речью, подражая речи окружающих на основе её слухового восприятия. Если ребёнок рождается глухим или лишается слуха в доречевом периоде (до 1 года), самостоятельное овладение речью становится невозможным. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2—3, а иногда даже 4—5 лет) речь, уже развившаяся, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если своевременно не принимаются меры для её сохранения и развития. В речевом аппарате глухонемых каких-либо изменений, препятствующих образованию звуков речи, не происходит. Лечение при Глухонемота малоэффективно. Наиболее эффективны меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих врождённую глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте. Широко проводимые в СССР профилактические мероприятия значительно снизили количество глухонемых, достигавшее в дореволюционной России 0,1% к общему числу населения. Преодоление последствий Глухонемота достигается специальным обучением и воспитанием. Глухонемые, не обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации Глухонемота является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь несколько специальных школ, в которых обучалось всего 6—7% глухонемых детей. В СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана сеть специальных школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему народного образования. В школах глухонемые получают общеобразовательную подготовку в объёме восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает формирование у них словесной речи, где существенную часть составляет выработка внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетические восприятия, а также имеющиеся у многих глухонемых небольшие остатки слуха. В процессе специального обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный дефект (немота) преодолевается, и ребёнок, оставаясь глухим, постепенно становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название школы глухонемых — школа глухих).

  Наряду с общеобразовательной подготовкой учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие школу могут продолжить своё образование в техникумах или, работая на производстве, закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами наравне со слышащими. Во всех союзных республиках работают общества глухих.

 

  Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957; Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, М., 1961.

  Л. В. Нейман.

Так же Вы можете узнать о...


Сан-Кристобаль (город в Доминиканской Республике) Сан-Кристобаль (San Cristobol), город на Ю. Доминиканской Республики.
Спорогоний, спорогон (от споры и греч. gonos — рождение, плод), спорофит (бесполое поколение) мохообразных, состоящий из коробочки, ножки и присоски (гаустория), внедряющейся в ткань гаметофита (половое поколение) и получающей от него питательные вещества.
Торможение противовключением, торможение электрическое, осуществляемое таким переключением питания обмоток исполнительного электродвигателя, при котором направление тягового усилия изменяется на противоположное.
Фрей Монтальва Эдуарде Фрей Монтальва (Frei Montalva), Эдуарде (р. 16.
Шейн Павел Васильевич [1826, Могилёв, — 14(27).
Агентство Печати Новости Агентство печати Новости (АПН), советская общественная информационная организация.
Балабак (Balabac), пролив между о. на С.
Ваббе Адольф Георгиевич Ваббе Адольф (Адо) Георгиевич [19(31).3.1892, Тапа, — 20.
Гаррик Дейвид Гаррик (Garrick) Дейвид (19.2.1717, Херефорд, — 20.
Дейвис (антарктич. научная станция) Дейвис (Davis), научная станция, база австралийской антарктической экспедиции.