Гольдони Карло

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

К. Гольдони. Гольдони Карло.

К. Гольдони.

Гольдони (Goldoni) Карло (25.2.1707, Венеция, — 6.2.1793, Париж), итальянский драматург, реформатор итал. театра, создатель национальной комедии. Сын врача. Сущность реформы Гольдони Карло состояла в замене импровизированной комедии дель арте, или комедии масок, драматургией с устойчивым текстом, реальными человеческими характерами, содержанием, проникнутым просветительскими идеями, остроумной критикой пороков феодального общества. Основные теоретические принципы просветительской реформы итал. театра изложены Гольдони Карло в комедии-манифесте «Комический театр» (1750), в предисловии к первому изданию его комедий (1750), в «Мемуарах». Полностью Гольдони Карло осуществил свою реформу в 1748—53, когда создал комедии «Хитрая вдова», «Кофейная», «Лгун», «Бабьи сплетни», «Слуга двух господ», «Трактирщица «.

  В драматургии Гольдони Карло утвердился тип просветительской семейно-бытовой комедии характеров. Однако, показывая на примерах нравственной деградации итал. аристократии разложение всей феодальной системы («Кавалер и дама», «Льстец» и др.), противоречия между дворянством и молодой буржуазиейСемья антиквария»), Гольдони Карло не ограничивался узко семейной проблематикой. Народ постепенно стал главным положительным героем его драматургии. В комедиях «Честная девушка» (1749) и «Добрая жена» (1749) Гольдони Карло ещё наделял народную героиню буржуазно-мещанским добродетелями, но в комедии «Бабьи сплетни» (1751) коллективный образ венецианского простонародья вытеснил буржуазного моралиста Панталоне. Гольдони Карло сохранил лучшие достижения комедии дель арте — жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. В сер. 50-х гг. Гольдони Карло написал несколько комедий в стихах на венецианском диалекте, где действовали главным образом народные персонажи: «Кухарки» (1755), «Домовницы» (1755), «Перекрёсток» (1756), «Весёлые женщины» (1758). В них критика действительности велась с позиций народа и устами народа. Наиболее ярко глубина просветительского реализма Гольдони Карло проявилась в комедиях в прозе на венецианском диалекте: «Самодурах» (1760) и «Синьоре Тодеро» (1762), где сатира приобрела отчётливо выраженный антибуржуазный характер. В. «Кьоджинских перепалках» (1762) Гольдони Карло вывел на сцену простых венецианских рыбаков и их жён. Это была подлинно новаторская для 18 в. комедия массового народного героя. Последний период творчества Гольдони Карло протекал во Франции. Комедия Гольдони Карло «Ворчун-благодетель» (1771, на французском языке ) принесла ему европейскую славу. Во Франции написаны «Мемуары Карло Гольдони...» (1784—87). В общей сложности Гольдони Карло создал 267 пьес.

  Реформа Гольдони Карло была поддержана большинством просветителей как в Италии (П. Верри, Гольдони Карло Гоцци и др.), так и за границей (Вольтер, Гольдони Карло Э. Лессинг, И. В. Гёте), но встретила яростные нападки со стороны противников идей Просвещения, от лица которых выступил К. Гоцци. Гольдони Карло оказал огромное влияние на развитие итал. национальной драматургии. Ф. Де Санктис назвал его «Галилеем новой литературы». Русский читатель и зритель познакомился с Гольдони Карло ещё в 18 в., когда были переведены на русский язык и поставлены «Слуга двух господ» (1789), «Истинный друг» (1794), «Лжец» (1796) и др. В 1827 появился первый русский перевод «Трактирщицы» А. А. Шаховского. «Кофейная» была переведена А. Н. Островским (1872). В советское время Гольдони Карло переводили М. Л. Лозинский, А. К. Дживелегов, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. С. Мокульский и др. На современной сцене с успехом идут многие пьесы Гольдони Карло

 

  Соч.: Opere complete, ed. del Municipio di Venezia, a cura di C. Musatti, E. Maddalena, G. Ortolani, v. 1—40. Venezia, 1907—57; Tutte le opere, a cura di G. Ortolani, v. 1—14, Mil., 1935—56; в рус. пер. — Комедии, под ред. А. Л. Волынского, предисл. и прим. А. В. Амфитеатрова, т. 1—2, П., 1922; Комедии, под ред. и со вступ. ст. А. К. Дживелегова, т. 1—2, М. — Л., 1933—36; Комедии, М., 1949; Комедии, под ред. А.А. Смирнова, вступ. ст. Б. Гольдони Карло Реизова, т. 1—2, Л. — М., 1959; Мемуары Карло Гольдони. содержащие историю его жизни и его театра. Пер. , введение и прим. С. С. Мокульского, т. 1—2, Л., 1933.

 

  Лит.: Фриче В. М., К. Гольдони (Общественное содержание его комедий), «Голос минувшего», 1913, №4; Мокульский С. С., История западно-европейского театра, т. 2, М. — Л., 1939; его же, Гольдони, в его кн.: Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Гольдони Карло, К. Гольдони. 1707—1793, Л. — М., 1957; Ortolani G., Della vita e delle opere di C. Goldoni, Venezia, 1907; Chatfield-Taylor Н. C., Goldoni, Bari, 1927; Barratto M., «Mondo» e «Teatro» nella poetica del Goldoni, Venezia, 1957; Dazzi M., C. Goldoni e la sua poetica sociale, Torino, 1957; Petronio G., Goldoni, Palermo. 1958; Caccia F., Carattere e caratteri nella commedia del Goldoni, Venezia — Roma. [1959]; Momigliano A., Saggi goldoniani, Venezia — Roma, [1959]; Studi goldoniani, a cura di V. Branca e N. Mangini, v. 1—2, Venezia — Roma, [1960]; Spinelli A. G., Bibliografia goldoniana. Mil., 1884; Mangini N., Bibliografia goldoniana, Venezia — Roma, 1961; Cordié C., Rassegna goldoniana, «Paideia», 1965, № 1.

  Р. И. Хлодовский.

Так же Вы можете узнать о...


Полярность (от лат. polus, греч. polos — полюс) (биологическая), свойственная организмам специфическая ориентация процессов и структур в пространстве, приводящая к возникновению морфофизиологических различий на противоположных концах (или сторонах) клеток, тканей, органов и организма в целом.
Штирия (земля в Австрии) Штирия (Steiermark), земля в Австрии. Площадь 16,4 тыс.
Ехегнадзор, посёлок городского типа, центр ского района Армянской ССР.
Органическая геохимия, раздел геохимии, изучающий органическое вещество в различных геосферах Земли.
Хазмогамия, хасмогамия (от греческого chasma — зияние, зев и gamos — брак), опыление в цветках с раскрытым околоцветником; приспособление к перекрёстному опылению.
Гравина Альфреде Данте Гравина (Gravina) Альфреде Данте (р. 31.10.1913, провинция Такуарембо), уругвайский писатель.
Морской заяц (ластоногое сем-ва настоящих тюленей) Морской заяц, лахтак (Erignathus barbatus), ластоногое семейства настоящих тюленей.
Тотальный (от позднелат. Totalis — весь, полный, целый), полный, всеохватывающий, всеобъемлющий (например, «тотальная война»).
Водоизмещение судна, количество воды, вытесненной плавающим судном.
Лучицы, отдел (тип) водорослей, прежде рассматривавшийся как класс зелёных водорослей; то же, что харовые водоросли.
«Союз земцев-конституционалистов», политическая нелегальная организация либеральных помещиков России.
Бильдаппарат (от нем. Bild — изображение и аппарат), вышедшее из употребления название прибора для передачи неподвижных изображений по телеграфу.
Котбус (город в ГДР) Котбус (Cottbus), город в ГДР, на р. Шпре. Административный центр округа Котбус.
Рыуге, городище и селище 6—11 вв. н. э. в Выруском районе Эстонской ССР, близ одноимённого населенного пункта.