Горное образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Горное образование, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой.

  Создание первых учебных заведений по подготовке специалистов для горной промышленности относится к 16—17 вв., когда началась промышленная добыча каменного угля и руды. Первые высшие горные школы в Европе были открыты в Остраве и Фрейберге в 18 в. В России начало Горное образование положено организацией в 20-х гг. 18 в. горнозаводских школ, а затем горных училищ. В 1724 в Екатеринбурге учреждена первая в России горная школа повышения типа (ныне Свердловский горно-металлургический техникум им. И. И. Ползунова), в 1773 — высшее горное училище в Петербурге (ныне Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова). В 18—19 вв. Горное образование объединяло собственно горное, геологическое и металлургическое образование.

  В конце 19 и начале 20 вв. определились как самостоятельные горные, геологические и металлургические специальности — горный инженер, горный инженер-геолог и инженер-металлург (см. Геологическое образование, Металлургическое образование).

  В 1899 открывается Екатеринославское высшее горное училище (ныне Днепропетровский горный институт им. Артема), в 1900 — горный факультет в Томском технологическом институте, в 1916 — Екатеринбургское высшее горное училище (ныне Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева).

  В первые годы Советской власти основана Московская горная академия (1918), горные институты в Юзовке (ныне Донецк, 1921), Харькове (1922), Кривом Роге (1922), горные факультеты в политехнических институтах в Новочеркасске, Тбилиси, Баку и Владивостоке.

  В 1930 на базе Московской горной академии в Москве организованы институты: горный, нефтяной, цветных металлов и золота, стали, геологоразведочный и торфяной; в это же время созданы Магнитогорский и Сибирский (в Новокузнецке) горно-металлургические институты, нефтяные институты в Баку и Грозном, во многих промышленных центрах — горные техникумы. В институтах организуются новые горные специальности, дифференцируется универсальный профиль горного инженера по отраслям горнодобывающей промышленности. После Великой Отечественной войны были организованы горные институты (факультеты) в гг. Кемерово, Иркутске, Перми, Караганде, Туле, Алма-Ате и др.

  В 60-е годы в связи с развитием химии, радиоэлектроники, приборостроения, машиностроения и увеличением промышленного и гражданского строительства часть горных вузов реорганизована в политехнические, имеющие в составе и горные факультеты.

  В 1971 горных инженеров готовили: горные институтыМосковский, Днепропетровский им. Артема, Ленинградский им. Г. В. Плеханова, Свердловский им. В. В. Вахрушева; горно-металлургические — Коммунарский (Ворошиловградская обл.), Магнитогорский им. Г. И. Носова, Северокавказский (в Орджоникидзе); Криворожский горнорудный; Сибирский (Новокузнецк) металлургический им. Серго Орджоникидзе; Грозненский и Уфимский нефтяные; Московский нефтехимической и газовой промышленности им. академика И. М. Губкина; Азербайджанский нефти и химии им. А. Азизбекова (Баку); 20 политехнических — Белорусский (Минск), Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Донецкий, Ереванский, Иркутский, Казахский (Алма-Ата), Калининский, Куйбышевский, Карагандинский, Киевский, Кузбасский (Кемерово), Новочеркасский, Пермский, Таллинский, Ташкентский, Томский, Тульский, Фрунзенский, Украинский заочный (Харьков); Всесоюзный заочный (Москва); Тюменский, Норильский (вечерний) и Краматорский индустриальные институты (см. Политехнические институты и Индустриальные институты); Красноярский институт цветных металлов; Московский геологоразведочный; Якутский университет и университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве.

  Подготовку горных техников осуществляло 125 средних технических учебных заведений, в том числе 53 горных, 40 горно-металлургических и горно-механических, 32 политехнических, индустриальных, механических и др. (в дореволюционной России специалистов готовили несколько горных училищ: Екатеринбургское Барнаульское, Лисичанское ныне в Ворошиловградской области, Горловское и др).

  Высшее Горное образование ведется по следующим специальностям: маркшейдерское дело; технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых; технология и комплексная механизация разработки торфяных месторождений; обогащение полезных ископаемых; строительство подземных сооружений и шахт; сооружение, проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз; технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых (разработка нефтяных и газовых месторождений); горные машины и комплексы; машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов; электрификация и автоматизация горных работ; экономика и организация горной, нефтяной и газовой промышленности; торфяные машины и комплексы; физические процессы горного производства.

  Современное Горное образование, как образование политехническое, предусматривает изучение точных, механических, электротехнических, геологических и собственно горных (технологических) наук. Учебные планы горных специальностей включают 3 цикла дисциплин: общенаучные, общеинженерные, специальные. Специальными профилирующими дисциплинами, формирующими будущего специалиста в определённой отрасли горной промышленности, являются: высшая геодезия, маркшейдерское дело и геометрия недр (для горного инженера-маркшейдера); расчёт, конструированное производство и эксплуатация горных машин и комплексов (для инженера-механика); электрификация и автоматизация горных работ (для инженера-электрика); технология и механизация горных работ, сооружение горных выработок, электрификация, механизация и автоматизация соответствующих производственных процессов (для инженера по разработке полезных ископаемых), и др.

  Подготовка горных техников проводится в основном по тем же специальностям, что и горных инженеров. Среднее Горное образование предусматривает изучение предметов общеобразовательного (в объёме средней школы), общетехнического и специального циклов. Перечень предметов общетехнических и специальных циклов примерно тот же, что и в вузах, но изучаются они в меньшем объёме.

  Наряду с теоретическим обучением значительное место (до 25% учебного времени) отводится в Горное образование учебной и производственной практике, Помимо практических занятий в семинарах, выполнения лабораторных работ и курсовых проектов, студенты (учащиеся) проходят 3—4 практики, в течение которых они изучают предприятия, работают на рабочих и инженерно-технических должностях. По окончании последней (преддипломной) практики выполняется дипломный проект. Срок обучения в горных вузах (факультетах) 5 лет — 5 лет 6 мес., в горных техникумах (отделениях) — 2 г. 6 мес. —3 г. 10 мес. Во многих горных вузах и техникумах (факультетах, отделениях) Горное образование осуществляется также по вечерней и заочной формам обучения. На горных специальностях в вузах обучалось (1971) ок. 115 тыс. человек, в техникумах ок. 106 тыс. человек. В 1971 вузы выпустили свыше 14,3 тыс. специалистов горного профиля, техникумы — 16,6 тыс.

  Квалифицированные рабочие-горняки (машинисты горных машин, бурильщики, крепильщики, проходчики, взрывники и др.) готовятся в системе профессионально-технических учебных заведении. В 1971 выпущено ок. 40 тыс. рабочих горного профиля. В 1971 подготовку рабочих для угольной промышленности осуществляло 154 профессионально-технических учебных заведения (72 тыс. учащихся), для металлургической — 124 (63 тыс. учащихся), для нефтедобывающей и газовой — 80 (св. 40 тыс. учащихся).

  Научные и педагогические кадры по горным специальностям готовят в аспирантуре всех горных и многих других вузов. Принимать к защите докторские диссертации по горным специальностям имеют право Московский, Ленинградский, Свердловский и Днепропетровский горные, Донецкий политехнического институты и др.

  Русская система Горное образование, научные школы русских учёных-горняков (Б. И. Бокий, М. М. Протодьяконов-старший, И. А. Тиме, И. М. Губкин, М. М. Фёдоров, А. С. Ильичев, Д. И. Мушкетов, А. А. Скочинский, А. М. Терпигорев, А. П. Герман, Е. Ф. Шешко, Л. Д. Шевяков, Н. В. Мельников и др.) получили мировое признание.

  В др. социалистических странах система Горное образование близка к принятой в СССР. Центрами Горное образование являются: в ГДР — Фрейбергекая горная академия и горная школа (Цвиккау); в Польше — Краковская горно-металлургическая академия; в Чехословакии — Высшая горная школа (Острава); в Венгрии — университет тяжёлой промышленности (Мишкольц); в Румынии — горный институт (Петрошени); в Болгарии — горно-геологический институт (София); в ДРВ — горный факультет политехнического института (Ханой); на Кубе — горно-геологическое отделение университета (Сантьяго); в Китае — Пекинский горный институт.

  В большинстве капиталистических стран самостоятельных горных вузов нет; обычно горные школы или колледжи входят в состав университетов. Центры Горное образование: в США — школы горного дела и металлургии при Колумбийском и Миссурийском университетах, школа горного дела при Пенсильванском университете, Колорадская горная школа; во Франции — высшие горные школы в Париже, Сент-Этьенне, Нанси; в Великобритании — Королевская горная школа при Лондонском университете, факультеты в Бирмингеме и Лидсе; в ФРГ — горные академии в Клаустале и Ахене, горная школа в Бохуме; в Индии — горные институты в Каткагудиуме и Гудуру, технологический институт в Кхарагпуре, горные отделения колледжей при Индийском и Османском университетах и др. С помощью СССР построены горные школы в Гвинее (Политехнический институт в Конакри), Алжире (горно-металлургический институт в г. Аннаба), Камбодже (Высшая техническая школа в Пномпене), Афганистане (Политехнический институт в Кабуле).

  В. В. Ржевский, В. В. Истомин, А. А. Ющенко.

 

Так же Вы можете узнать о...


Иррациональное выражение, алгебраическое выражение, содержащее радикалы, например Раджшахи, город в Бангладеш, на р. Ганг. Административный центр округа .
Арамейский язык, один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А.
Котинги (Cotingidae), семейство птиц отряда воробьиных.
Смыслов Василий Васильевич (р. 24.3.1921, Москва), советский шахматист, гроссмейстер СССР (1941), заслуженный мастер спорта (1948), международный гроссмейстер (1950).
Вальдхайм Курт Вальдхайм (Waldheim) Курт (р. 21.12.1918, Санкт-Андре-Вёрдерн, Нижняя Австрия), австрийский политический деятель, дипломат, генеральный секретарь ООН (с января 1972).
Маски погребальные, маски, клавшиеся в погребения на лица умерших.
Трубкорылы (Solenostomidae), семейство морских рыб отряда иглообразных, или пучкожаберных.
Горло в географии, 1) пролив между Кольским полуостровом и берегом Европы, соединяет Белое и Баренцево моря.
Ньюарк (город в США, шт. Огайо) Ньюарк (Newark), город на С. США, в штате Огайо, на р.
Цэцэрлэг, город в МНР, административный центр Арахангайского аймака.
Звуковое давление, давление, дополнительно возникающее при прохождении звуковой волны в жидкой и газообразной среде.
Портвейн [нем. Portwein, от названия г. Порту (Porto) в Португалии и нем.
Азорские острова (португальское Ilhas dos Acores — Острова ястребов), архипелаг в Атлантическом океане, входит в состав Португалии.