Гумбольдт ВильгельмБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В. Гумбольдт. Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат А. Гумбольдта. Изучал в 1787—89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801—10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Гумбольдт Вильгельм в ГДР). В 1810—19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии. Гумбольдт Вильгельм — один из виднейших представителей нем. классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И. Гумбольдт Вильгельм Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Гумбольдт Вильгельм также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Гумбольдт Вильгельм сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898). Осуществление идеала «гуманности» Гумбольдт Вильгельм, подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время — особенно в личности Гёте, произведения которого, по Гумбольдт Вильгельм, реализуют высший художественный идеал — пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О “Германе и Доротее” Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, — творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821). Гумбольдт Вильгельм по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836—39), Гумбольдт Вильгельм понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. — Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—17, В., 1903—36; в рус. пер., в кн.: Звегинцев В. А., Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. , М. , 1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137—47.
Лит.: Spranger Е., W. von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., B., 1928; его же, W. von Humboldt und die Reform desBildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965: Kaehier S. A., W. von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., G5tt., 1963; Menze C., W. von Humboldts Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965. Ю. Н. Попов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|