Песталоцци Иоганн ГенрихБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И. Г. Песталоцци. Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12.1.1746, Цюрих,— 17.2.1827, Бругг), швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нёйхофе» (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), институты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781—87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 Законодательным собранием Французской республики Песталоцци Иоганн Генрих было присвоено звание «гражданин Французской республики». В мировоззрении Песталоцци Иоганн Генрих идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци Иоганн Генрих считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци Иоганн Генрих включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци Иоганн Генрих идею развивающего обучения К. Д. Ушинский назвал великим открытием (см. Собр. соч. т. 3, 1948, с. 95). Песталоцци Иоганн Генрих разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. Песталоцци Иоганн Генрих выступал за создание такой школы, которая «... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» (Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, 1957, с. 279).
Соч.: SämtIiche Werke. Hrsg. von A. Buchenau, Е. Spranger, Н. Stettbacher, Е. Dejung, Bd 1—17 — A, 18—21, 23, 25, B.— Lpz.— Zürich, 1927—73; Sämtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von der Zentralbibliothek in Zürich, Bd 1—13, Zürich, 1946—71; в рус. пер.— Избр. педагогические произведения. Под ред. М. Ф. Шабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1—3, М., 1961—65.
Лит.: Крупская Н. К., Песталоцци, Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957; её же, К главе о Песталоцци, там же, т. 4, М., 1959; Пинкевич А. Песталоцци Иоганн Генрих, Медынский Е. Н., И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М., 1927; Пинкевич А. Песталоцци Иоганн Генрих, И. Г. Песталоцци, М., 1933; Ротенберг В. А., Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци, «Советская педагогика». 1952, № 3; её же, И. Г. Песталоцци о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности, там, же, 1962, № 7. В. А. Ротенберг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|