Индивидуальность

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане Индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

  Идея Индивидуальность возникает в античной философии прежде всего в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида (греч. átomos, как и лат. individuum — неделимый), — как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой «формой» и «положением», т. е. выступающих как Индивидуальность После древнеримского философа Сенеки за Индивидуальность утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики. В средневековой схоластике понятие Индивидуальность ограничивается человеческой личностью. Начиная с эпохи Возрождения акцентирование Индивидуальность отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейского индивидуализма. В философии 17 в. понятие Индивидуальность получает наиболее полное развитие у немецкого философа Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной Индивидуальность используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.

  В настоящее время в различных науках и в философии понятие Индивидуальность получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, этология, генетика) Индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

  В психологии проблема Индивидуальность ставится прежде всего в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего «Я». В этом плане вопрос об Индивидуальность встаёт в психологии прежде всего в связи с анализом темперамента и характера человека, поиском оснований для выделения типов людей (их классификаций — в характерологии, физиогномике, графологии и т. п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий (см. Дифференциальная психология), в связи с чем Индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку.

  В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). Индивидуальность рассматривается как основная структура, определяющая целостность и своеобразие отдельного человека. Процесс индивидуализации, т. е. осознания и культивирования человеком своей Индивидуальность, рассматривается как вторичный по отношению к социализации — приобщению человека к миру культуры. Индивидуализация представляет собой рефлексивное обособление человеком своего «Я» от исполняемых им ролей социальных, которые в процессе интериоризации становятся достоянием внутреннего мира человека. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. См. также ст. Личность.

 

  Лит.: Лазурский А., Современное состояние индивидуальной психологии, в кн.: Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии, СПБ, 1897; Юнг К. Г., Психологические типы, М., [1924]; Уильямс Р., Биохимическая индивидуальность, пер. с англ., М., 1960; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Dilthey W., Beiträge zum Studium der Individualität, B., 1896; Volkelt J., Das Problem der Individualität, Münch., 1928; Allport G. W., Personality, L., 1949; Lersch P., Thomae Н., Persönlichkeitsforschung und Persönlichkeitstheorie, в кн.: Handbuch der Psychologie, Bd 4, Gött., 1960. См. также лит. к статьям Личность, Характер.

  Индивидуальность Н. Семенов.

Так же Вы можете узнать о...


Декларация прав народов России, один из первых актов Советского государства.
Дианин Александр Павлович [8(20).4.1851, с. Давыдово, ныне Владимирской области, — 6.
Донецк (центр Донецкой обл.) Донецк (до 1924 — Юзовка, с 1924 до 1961 — Сталино), город, центр Донецкой области УССР.
Екатеринослав, прежнее (до 1926) название г.
Заграничная лига русской революционной социал-демократии, организация, созданная по инициативе В.
Зимин Александр Александрович (р. 22.2.1920, Москва), советский историк, доктор исторических наук (1959), профессор (1970).
Изоэлектрическая точка, точка нулевого заряда, состояние поверхности тела (или частицы дисперсной фазы) в контакте с раствором электролита, характеризующееся равным числом положительных и отрицательных зарядов в адсорбционном слое.
Иосиф Тбилели (настоящая фамилия — Саакадзе) (год рождения неизвестен — умер в 1688), грузинский писатель.
Каинда, посёлок городского типа в Калининском районе Киргизской ССР.
Каравелов Любен (около 1834, Копривштица, — 21.