Гюйо Жан МариБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гюйо (Guvau) Жан Мари (28. 10. 1854, Лаваль, — 31. 3. 1888, Ментона), французский философ-позитивист, сторонник утилитаризма. Профессор лицея Кондорсе (Париж). Основные работы посвящены эстетике, морали и религии. Особое внимание Гюйо Жан Мари сосредоточивает на социальном содержании искусства (понимаемом в своей основе как биологическое), искусство, по Гюйо Жан Мари, есть одновременно и результат избытка жизненных сил, и деятельность, требующая напряжённого труда («Задачи современной эстетики», 1884, рус. пер. 1899, «Искусство с точки зрения социологии», 1889, рус. пер. 1891). Рассматривая духовные явления с точки зрения пользы для биологического функционирования, Гюйо Жан Мари характеризует нравственность как необходимость, обеспечивающую равновесие жизненных сил. Социологические взгляды Гюйо Жан Мари носят мелкобуржуазный характер. Общество будущего рисовалось Гюйо Жан Мари в виде гармонической солидарности умов, воли и эмоций. По мнению Гюйо Жан Мари, с эволюцией человека традиционные религиозные представления должны отпасть «Безверие будущего», 1887, рус. пер. 1908). Стоя на элитарной позиции, Гюйо Жан Мари разделял человечество на творцов — носителей высшей «жизненной интенсивности», и на пассивную массу.
Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1898—1901.
Лит.: Радлов Э. Л., Принципы философии Гюйо, «Журнал Министерства народного просвещения», 1894,№ 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, «Образование», 1896, № 2—3, отдел 2; Fouilee A,, La morale, I 'art et la religion d'apres М. Guyau, 4 ed., P., 1901; Bergmann E., Die Philosophie Guyaus, Lpz., 1912. Н. Н. Козюра.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|