Социология Марксистская социология

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Избирательность восприятия зависит и от субъективных условий, смотреть по ссылке.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Марксистская социология

  Переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной Социология, был осуществлен К. Марксом. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, “богом созданные” и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 139).

  Согласно материалистическому пониманию истории (см. Исторический материализм), в процессе своей практической общественно-производственной деятельности люди вступают друг с другом в определённые материальные, не зависящие от их воли отношения, которые и определяют их общественное сознание (см. Производственные отношения). Общественно-экономическая формация (см. Формация общественно-экономическая) как целостная социальная система имеет своей основой исторически определённый способ производства материальных благ, которому соответствуют определённая классовая структура общества, политическая надстройка, культура, формы общественного сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих общественных явлений обладает относительной самостоятельностью, имеет собственную структуру и специфические законы своего развития и функционирования. Эта дифференциация общественных явлений лежит в основе специализации социологических исследований по отраслям (Социология труда, Социология семьи, Социология образования и т. д.). Однако отдельно взятые социальные явления можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального целого. Каждой общественной формации присущи свои специфические противоречия и движущие силы. Поэтому марксистская Социология не только теснейшим образом связана с историей, но и сама является исторической, прослеживающей закономерности смены общественных формаций.

  Ленин называл материалистическое понимание истории «...синонимом общественной науки...» и указывал, что «...эта гипотеза впервые создала возможность научно и социологии...» (там же, с. 140, 138). Философско-методологические принципы материалистического понимания истории были блестяще применены Марксом и Энгельсом к исследованию всемирной истории в целом и капиталистического общества в частности. «Теперь, — писал В. И. Ленин, — со времени появления “Капитала” — материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение...» (там же, с. 139—140). Будучи непримиримыми противниками спекулятивных построений и априоризма, основоположники марксизма использовали в своих работах все существовавшие в то время методы научного исследования — статистический анализ, анкеты, данные переписей населения, опросов, сравнительно-исторические обобщения, построение теоретических моделей изучаемых процессов и т. п. На основе этого научного синтеза строится прогноз будущего развития и программа революционно-преобразовательной деятельности (теория научного коммунизма).

Отдельные стороны социологической концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург. В новых условиях эпохи империализма марксистская Социология как в общетеоретических, так и в конкретных аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, который детально разработал вопрос о роли субъективного фактора в истории, дал определение понятия класса (см. Классы), создал теорию империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил марксистскую теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт ключ к решающим процессам развития наций в современную эпоху. Важнейшее методологическое значение имеет ленинская критика субъективной социологии народничества, объективизма П. Струве, философско-социологических концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина «Развитие капитализма в России», «Социология и статистика» и др. служат образами научно-статистического исследования социальных процессов. Ленинская теория социалистической революции и построения социализма творчески развивает все важнейшие проблемы социалистического общества: ступени развития социализма и соотношение национального и интернационального в этом процессе, закономерности социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, классы и социальная структура общества, отношение к труду и социалистическое соревнование, природа социалистической демократии и политическая активность трудящихся, культурная революция и формирование нового человека и т. д. Из этих положений исходят, развивая их применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.

  Развитие марксистской Социология в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции было органически связано с практикой социалистического строительства и потребностями международного рабочего и коммунистического движения.

  Уже в мае 1918, готовя проект постановления Совнаркома «О социалистической Академии общественных наук», Ленин записал: «...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 372). Планомерное строительство нового общества невозможно без многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных экспериментов и долгосрочных прогнозов. Вместе с тем социалистические преобразования открывают необычайно широкие перспективы для Социология как науки: учёные могут не только констатировать стихийно совершающиеся процессы, но и сами участвовать в социалистическом и коммунистическом строительстве. Это предполагает правильное сочетание общетеоретического подхода и эмпирических социальных исследований. Наряду с многочисленными философскими работами сов. учёные в 1920—30-х гг. широко исследовали различные стороны общественной жизни — изменение условий труда и быта под влиянием революции (А. И. Тодорский, Е. О. Кабо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени трудящихся (Социология Г. Струмилин, Л. Е. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (Социология Я. Вольфсон); проблемы социальной психологии (В. М. Бехтерев, Л. Социология Выготский); социальной медицины (Н. А. Семашко, Б. Я. Смулевич) и т. д. Социологические исследования развивались в тесной связи с философскими, экономическими, статистическими, демографическими, этнографическими и др.

  Быстрый прогресс Социология в СССР и др. социалистических странах начался в 1950-х и особенно в 60-х гг. Этому способствовали возросшие потребности планирования и управления, необходимость базировать политические решения на научной информации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс самого социалистического общества, повышение активности масс и роли «человеческого фактора» во всех социальных процессах, показавшие недостаточность узкоэкономического подхода даже к хозяйственным явлениям, не говоря уже о политике и культуре. Развитие марксистской Социология шло как путём конкретизации и обогащения фундаментальной проблематики исторического материализма, так и путём социологизации смежных общественных наук, в первую очередь экономических.

  Марксистской Социология в равной мере чужды как «...стремление искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины...» (Ленин В. И., там же, т. 3, с. 14), так и позитивистская абсолютизация частного факта.

  В её структуре обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: общую теорию — исторический материализм, являющийся в то же время составной частью марксистской философии, специальные теории и частные эмпирические исследования. Социологическое исследование существующих общественных отношений направлено на выяснение ведущих тенденции их развития (партийность и историзм — важнейшие принципы марксистской Социология), чтобы на этой основе находить оптимальные пути и средства построения коммунистического общества. Отсюда — единство её конструктивных и критические функции. Для решения этих задач в СССР создан ряд исследовательских учреждений, в том числе институт социологических исследований (ИСИ) и институт социально-экономических проблем (ИСЭП) АН СССР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований Ленинградского университета, социологические отделы и лаборатории во многих академических институтах и вузах. Важные исследования проводятся в Сибирском и Уральском центрах Академии наук СССР, а также в союзных республиках. Советские социологи объединяются в Советской социологической ассоциации (с 1958). С 1974 издаётся журнал «Социологические исследования».

  Возникнув на стыке ряда общественных наук, Социология сохраняет тесные связи с ними, многие социологические исследования в СССР осуществляются в рамках экономических, юридических, этнографических, психологических, медицинских и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое значение имеет также укрепление связей Социология с естественными науками. Советские Социология разрабатывает широкий круг проблем, имеющих большое теоретичреское и практическое значение. Изучение социальной структуры развитого социалистического общества проясняет пути и способы преодоления классовых различий, специфику положения и деятельности рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, соотношение межклассовых и внутриклассовых различий. Крупные исследования посвящены: научно-технической революции и её социальным последствиям (общие закономерности НТР и их проявление в условиях социализма, социальные аспекты научно-технические творчества, социология науки, влияние НТР на различные стороны общественной жизни); Социология труда (характер и содержание труда, мотивы выбора профессии, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворённости трудом, социалистическое соревнование, эффективность различных способов материального и морального поощрения, социальные аспекты рациональной организации труда и т. д.); урбанизации (её темпы и особенности в различных регионах, специфика городского образа жизни, условия труда и быта и способы их оптимизации); миграциям населения; этническим процессам (национальные различия и интернационализация общественной жизни, закономерности развития национальных культур, советский народ как новая форма исторической общности, вопросы этнопсихологии и др.); общественному мнению; браку и семье (динамика браков и разводов, изменение структуры и функций семьи, положение женщины, соотношение семейного и внесемейного воспитания детей); проблемам образования (социальные функции и структура образования в условиях НТР, социальный состав учащихся на разных ступенях обучения, проблемы непрерывного образования); молодёжи (место молодёжи в социальной структуре общества, специфика положения и интересов отдельных категорий и групп молодёжи, пути и способы коммунистического воспитания и повышения социальной активности молодёжи); теории личности; досугу и бюджетам времени; социальным аспектам управления, средств массовой коммуникации, экологии и т. д. Важное место в работах сов. социологов занимает комплексное изучение социалистического образа жизни. Большое внимание уделяется вопросам методологии и техники социологических исследований, в частности применению математических методов, а также истории Социология как науки. Многие работы сов. социологов получили широкое международное признание, а также внесли определённый вклад в решение практических социальных проблем, прежде всего — в развитие социального планирования. Значительное развитие марксистская Социология получила и в др. социалистических странах. В Болгарии выполнено крупное исследование процесса преодоления религиозных взглядов, проводится социологическое исследование болг. села, проблем молодёжи и др. В Венгрии изучается социальная структура социалистического общества, социологические проблемы управления, отношение человека к труду, проблемы свободного времени и культурного развития. В ГДР в Социология важное место занимают проблемы трудовой мотивации, научно-технического прогресса, общие вопросы социологической теории. В Польше широко развёрнуты исследования по проблемам индустриализации, сдвигов в социальной структуре, культурных преобразований, Социология труда и политических отношений. Румынские социологи исследуют политическое сознание рабочего класса, социальные аспекты технического прогресса, влияние технического модернизации на личность рабочего, проблемы Социология села и др. В Чехословакии изучаются социальные последствия научно-технической революции, социальная структура общества, вопросы культурной революции и др. Югославские социологи изучают проблему структуры общественного самоуправления, связь человека с социальной средой и т. д.

  Кооперация учёных социалистических стран открывает большие возможности для проведения сравнительных межнациональных исследований (первым опытом этого рода был советско-польский труд «Социальные проблемы труда и производства», под редакцией Г. В. Осипова и Я. Щепаньского, М., 1969). Социологи-марксисты активно участвуют в работе Международной социологической ассоциации, в т. ч. в крупных международных исследованиях.

Социология (франц. sociologie, от лат. socictas — общество и греч. lógos — слово, учение; буквально — учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Необходимой предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «... а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 165). В отличие от утопических теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, С. ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами. Однако понимание природы социальной системы, её элементов, структуры и законов их функционирования и развития принципиально различается в марксистской и буржуазной С. Эти различия философского характера, за которыми стоят определенные классовые интересы, влияют и на выбор конкретных объектов и методов исследования, а также на взаимоотношения С. с другими науками о человеке и обществе.

  С. как самостоятельная наука сложилась в 19 в. (термин введён О. Контом) в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии; специализации и кооперации общественных наук; развития эмпирических социальных исследований. Уже древнейшие философские системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. В 18 в. появилась в качестве автономной дисциплины философия истории, изучавшая законы и движущие силы развития человеческого общества и его культуры. Однако построения её были умозрительными, спекулятивными. В начале 19 в. в связи с потребностями социальной практики и начавшейся дифференциацией общественных наук (особенно большое значение имело развитие экономических, исторических, этнографических и юридических наук) была сформулирована задача преодоления спекулятивной философии истории и создания новой науки об обществе, которая основывала бы свои обобщения на данных, полученных с помощью строго научных методов. Уже Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была «...лишь гадательной наукой» и задача состоит в том, чтобы возвести её «... на степень наук, основанных на наблюдении» (Избр. соч., т. 1, М. — Л., 1948, с. 166—67, примечание). Однако ни Сен-Симон, ни др. социалисты-утописты, ни Конт не могли освободиться от идеализма и априоризма в понимании общества.

Марксистская социология
Буржуазная социология
Так же Вы можете узнать о...


Репа

(Brassica rapa), двулетнее овощное растение рода капуста семейства крестоцветных.
Тейяр де Шарден Пьер Тейяр де Шарден (Teilhard de Chardin) Пьер (1.
Чёрный амур (Mylopharyngodon piceus), род рыб семейства карповых.
Аюдаг (тюрк. Медведь-гора), гора куполовидной формы и мыс на Южном берегу Крыма, в 2,5 км к северо-востоку от Гурзуфа.
Гватемальцы, население Гватемалы. Численность 5 млн.
Ибрэиляну Гарабет Ибрэиляну (Ibrăileanu) Гарабет (23.
Кульпхо, археологический памятник в Северо-Восточной Корее (провинция Хамгён-Пукто, КНДР).
Народная демократия, форма политической организации общества, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг.
Пристань, порт на внутренних водных путях, имеющий обычно 1—2 причала.
СССР. Узбекская ССР Узбекская Советская Социалистическая Республика
Хатояма Итиро (1.1.1883, Токио, — 7.3.1959, там же), японский политический деятель.
Альтернат (франц. alternat, от лат. alternus — попеременный; первоисточник: alter — один из двух), в международном праве совокупность правил, регулирующих порядок подписания договора: очерёдность упоминания договаривающихся сторон в тексте договора, расположения подписей, приложения печатей и др.
Винча, неолитическая культура (конец 5-го — 4-е тысячелетие.
Дуровы, семья русских цирковых артистов, клоунов-дрессировщиков.
Конвейер (англ. conveyer, от convey — перевозить), транспортёр, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов.