Древнегреческие лады

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДРА
ДРВ
ДРЕ
ДРЁ
ДРЖ
ДРИ
ДРО
ДРУ
ДРЮ

Древнегреческие лады, система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально — только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, или рода (génē): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:

Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся расположением малой секунды:

Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так называемые роды октав, или harmoníai). Основные лады — дорийский, фригийский и лидийский — строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из основных при помощи перестановки тетрахордов и добавления снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:

Полный вид древнегреческой ладовой системы обобщённо представляет sýstēma téleion — «совершенная (т. е. полная) система».

  Ладам и наклонениям приписывался определённый характер (учение об «этосе» ладов, ритмов). Различие между «этосом» Древнегреческие лады напоминает различие в характере наших ладов — мажора и минора. Так, дорийский лад (доряне — одно из коренных греческих племён) считался строгим, мужественным, наиболее этически ценным; фригийский (Фригия — одна из областей Малой Азии) — восторженным и экстатическим, дионисийским.

  Названия Древнегреческие лады перешли к средневековым ладам (или натуральным ладам), имеющим иную структуру.

 

  Лит.: Античные мыслители об искусстве, 2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.—Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. [Собр. текстов], М., 1960; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert Н., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.

  Ю. Н. Холопов.

Так же Вы можете узнать о...


Панцержанский Эдуард Самуилович [30.9 (12.10).
Переводные операции, операции кредитных учреждений (банков, сберегательных касс) и предприятий связи (почты, телеграфа) по выполнению поручений юридических и физических лиц по осуществлению переводов.
Пирогенные процессы (от греч. pyr — огонь, жар и -genés — рожденный, рождающий), применяемые в технике методы высокотемпературной переработки органического сырья.
Познер Владимир Познер (Pozner) Владимир (р. 5.1.1905, Париж), французский писатель.
Поспелов Геннадий Николаевич [р. 18(30).7.1899, г.
Проекция (в психологии) Проекция в психологии, восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.
Пшемша (Przemsza), река на Ю. Польши, левый приток Вислы.
Рахья Эйно Абрамович (20.6.1885, Кронштадт, — 26.
Рио-Колорадо (Rio Colorado), река в Аргентине, на С.
Русь, Русская земля, в 9—10 вв. название государственного образования восточных славян на среднем Днепре.