Земляное полотноБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Земляное полотно, сооружение, служащее основанием верхнего строения ж.-д. пути или дорожной одежды автомобильные дороги. Земляное полотно воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решётки, балласта и подвижного состава (на ж. д.), от дорожной одежды, автомобилей и т.п. (на автомобильной дороге), равномерно распределяя эту нагрузку на нижележащий естественный грунт. Земляное полотно — один из главных элементов дороги, от состояния которого зависит исправность ж.-д. пути и дорожной одежды. В состав Земляное полотно железных дорог (рис. 1) входят насыпи, выемки, а также резервы, кавальеры и водоотводные устройства (кюветы, лотки, нагорные и забанкетные канавы, дренажи и др.), укрепительные и защитные сооружения. Ширина основной площадки железнодорожного Земляное полотно в СССР (на прямых участках пути) принята для однопутных линий 1-й и 2-й категорий — 7 м, 3-й категории — и5,8 м, 4-й — от 5,5 до 5,8 м. В скальных, крупнообломочных и песчаных (кроме мелких и пылеватых песков) грунтах ширина уменьшается соответственно до 6 и 5,2м. При проектировании 2-го пути расстояние от его оси до бровки Земляное полотно принимается 3,5 м. На кривых участках ширина Земляное полотно увеличивается в наружную сторону на 0,1—0,5 м в зависимости от радиуса кривой. Рис. 1. Земляное полотно железных дорог. Земляное полотно автомобильных дорог (рис. 2) слагается из проезжей части, двух обочин, разделительной полосы или парапетов. Ширина основной площадки Земляное полотно принимается для дорог 1-й категории 27,5 м и более, 2-й и 3-й категорий 15 и 12м; 4-й и 5-й категорий 10 и 8м. Крутизна откосов насыпей и выемок определяется в зависимости от свойств грунтов, геологических, гидрогеологических и климатических условий местности, способов производства работ, а также от высот насыпи и глубины выемки. Для придания устойчивости откосам Земляное полотно применяются следующие виды укрепления: посевы многолетних трав, укладка дёрна, плит и др., посадка кустарника, фашины, покрытие сборным или монолитным бетоном или железобетоном. Рис. 2. Схемы поперечных профилей земляного полотна автомобильной дороги: а — с разделительной зелёной полосой; б — с боковыми резервами; 1 — проезжая часть; 2 — полоса безопасности; 3 — обочины; 4 — откосы; 5 — кюветы; 6 — разделительная зелёная полоса; 7 — боковые резервы. Сооружение Земляное полотно, как правило, осуществляется специальными механизированными колоннами или отрядами, которые имеют землеройные и транспортные машины: экскаваторы, автосамосвалы, прицепные и самоходные скреперы, грейдеры-элеваторы, автогрейдеры, шнековые планировщики, а также машины для уплотнения грунтов в насыпях и выполнения отделочных работ.
Лит.: Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел Д, гл. 6. Автомобильные дороги промышленных предприятий, М., 1964.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|