Каллиграфия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Каллиграфия (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу), искусство красивого и чёткого письма. История Каллиграфия связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика Каллиграфия тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах Каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах Каллиграфия Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. Каллиграфия — Ван Си-чжи (4 в.), Сюань-цзун (8 в.), Ми Фэй (11 в.). В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, Каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта «насхи» Ибн Мукла (10 в.), Ибн Бавваб (11 в.) и Якут Мустасими (13 в.) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта «насталик» Мир Али Теб-ризи (14 в.), Султан Али Мешхеди (15 в.), Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.). В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века Каллиграфия, очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы Каллиграфия, начиная с «Остромирова евангелия» (переписано в 1057 дьяконом Григорием), известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской Каллиграфия перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения Каллиграфия, а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе («чистописание»), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т.д.).

Слева — фрагмент китайской рукописи шрифтом «лишу». 8 в. Каллиграф император Сюань-цзун. Справа — фрагмент иранской рукописи шрифтом «насхи» (поэма Фирдоуси «Шахнаме»). 1333. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград. Каллиграфия.

Слева — фрагмент китайской рукописи шрифтом «лишу». 8 в. Каллиграф император Сюань-цзун. Справа — фрагмент иранской рукописи шрифтом «насхи» (поэма Фирдоуси «Шахнаме»). 1333. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

 

Слева — фрагмент рукописи шрифтом «каролингский минускул» («Евангелие из Лорша»). 9 в. Ватиканская библиотека. Рим. Справа — фрагмент новгородской рукописи шрифтом «устав» («Юрьевское евангелие»). 1119—28. Исторический музей. Москва. Переписчик Федор Угринец. Каллиграфия.

Слева — фрагмент рукописи шрифтом «каролингский минускул» («Евангелие из Лорша»). 9 в. Ватиканская библиотека. Рим. Справа — фрагмент новгородской рукописи шрифтом «устав» («Юрьевское евангелие»). 1119—28. Исторический музей. Москва. Переписчик Федор Угринец.

  Лит.: Кази Ахмед, Трактат о каллиграфах и художниках, М. — Л., 1947; Истрин В. А., Развитие письма, М., 1961; Bonacini С., Bibliografia delle arti scrittorie e della calligrafia, Firenze, 1953; L'art de l'écriture, P. — Baden-Baden, 1965.

Так же Вы можете узнать о...


Костра (одревесневшие части стеблей) Костра, кострика, одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) прядильных растений (льна, конопли, кенафа, кендыря, рами и др.
Кросс (спорт.) Кросс (от англ. cross — пересекать, переходить), бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, мотоцикле, автомобиле по естественно пересечённой местности.
Куэнка (Cuenca), город в Экуадоре, административный центр провинции Асуай.
Лееб Вильгельм Йозеф Франц фон Лееб (Leeb) Вильгельм Йозеф Франц фон (5.9.1876, Ландсберг-ам-Лех, — 29.
Липучка, турица (Lapulla), род растений семейства бурачниковых.
Любецкий Францишек Ксаверы Любецкий, Друцкий-Любецкий (Drucki-Lubecki) Францишек Ксаверы [17.
Мамонтов Ефим Мефодьевич (1888, село Пески, ныне Воронежской области, — 25.
Машиностроительное и приборостроительное образование, отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др.
Метод художественный, система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства.
Мобил (город в США) Мобил (Mobile), город и порт на Ю. США, в штате Алабама, на берегу бухты Мобил (при впадении р.
Моусон Дуглас Моусон (Mawson) Дуглас (5.5.1882, Брадфорд, Великобритания, — 14.
Направленность акустических излучателей и приёмников, способность излучать (принимать) звуковые волны в одних направлениях в большей степени, чем в других.
Нестационарные звёзды, звёзды, у которых наблюдается значительное нарушение равновесия внешних слоев.
Нотариат (от лат. notarius — писец, секретарь), система органов, в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследств.
Окситриптофан, 5-окситриптофан, b-(5-оксииндолил)-3-аланин, аминокислота; существует в виде двух оптически активных и одной рацемической форм.
Основное удобрение, удобрение, внесённое в почву до посева с.
Папиллома (от лат. papilla — сосок и греч. -oma — окончание в названиях опухолей), доброкачественная опухоль человека и животных, основной структурный элемент которой — содержащий сосуды соединительнотканный сосочек, покрытый эпителием.
Перелетки, 1) линзы мёрзлых горных пород в сезоннооттаивающем слое многолетнемёрзлых горных пород, сохраняющиеся в некоторые годы в течение тёплого периода до начала очередного сезонного промерзания.
Питьевой центр, совокупность структур головного мозга, которые регулируют жажду и питьевые реакции, определяя тем самым потребность организма в воде.