Корригирование зубчатых колёс

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Корригирование зубчатых колёс (от лат. corrigo — исправляю, улучшаю), приём улучшения формы зубьев эвольвентного зубчатого зацепления. При нарезании зубчатых колёс исходный стандартный контур производящей рейки смещают в радиальном направлении так, что её делительная прямая не касается делительной окружности колеса. При этом можно использовать нормальный реечный зуборезный инструмент (гребёнку, червячную фрезу и т. п.) или долбяки. Обработку ведут на зубообрабатывающем станке методом обкатки (см. Зубонарезание), нарезая колёса с требуемым смещением исходного контура.

  Корригирование зубчатых колёс появилось как средство устранения нежелательного подрезания ножки зуба у колёс с малым числом зубьев из-за несовершенства инструмента. Современное Корригирование зубчатых колёс имеет более общее значение и практически выражается в преднамеренном смещении исходного контура, которое является одним из основных геометрических параметров зубчатых колёс. Смещение от центра колеса может быть отрицательным или положительным (рис. 1). В случае положительного смещения для профиля зубьев используются участки эвольвенты с большими радиусами кривизны, что повышает контактную прочность зубьев, а также увеличивает их прочность на излом. Корригирование зубчатых колёс может быть использовано для повышения качества зацепления как двух колёс, так и зацепления колеса с рейкой. Целесообразный выбор смещений может уменьшить скольжение зубьев друг по другу, снизить их износ, уменьшить опасность заедания и повысить кпд передачи.

Рис. 1. Влияние смещения исходного контура производящей рейки на форму зуба колеса: 1 — положение несмещенного исходного контура; 2 — делительная прямая исходного контура в этом положении; 3 — делительная окружность колеса; 4 — форма зуба колеса с подрезом ножки, полученная без смещения исходного контура; 5 — положение исходного контура, смещенного на хт от центра колеса; 6 — форма зуба колеса, полученная при смещении исходного контура; t — шаг зубчатого колеса. Корригирование зубчатых колёс.

Рис. 1. Влияние смещения исходного контура производящей рейки на форму зуба колеса: 1 — положение несмещенного исходного контура; 2 — делительная прямая исходного контура в этом положении; 3 — делительная окружность колеса; 4 — форма зуба колеса с подрезом ножки, полученная без смещения исходного контура; 5 — положение исходного контура, смещенного на хт от центра колеса; 6 — форма зуба колеса, полученная при смещении исходного контура; t — шаг зубчатого колеса.

  Корригирование зубчатых колёс позволяет изменять межосевые расстояния в зубчатых передачах, что даёт возможность решать ряд важных конструктивных задач. Например, в коробках скоростей, планетарных механизмах и др. можно разместить между двумя валами передачи, у которых одно и то же колесо входит в зацепление с колёсами, имеющими разные числа зубьев, или при ремонте нестандартные зубчатые передачи можно заменять стандартными.

  При расчёте геометрии корригированных зацеплений пользуются коэффициентом смещения х, который равен смещению исходного контура, деленному на модуль зубчатого колеса. При назначении x1 для 1-го и х2 для 2-го колеса необходимо учитывать ограничивающие условия: отсутствие или ограничение подреза ножки зуба; отсутствие интерференции, т. е. взаимного пересечения профилей зубьев при относительном движении колёс; получение достаточного коэффициента перекрытия, надёжно обеспечивающего вхождение в зацепление последующей пары зубьев, пока предыдущая не вышла из зацепления; отсутствие заострения зубьев, т. е. получение достаточной толщины зубьев у вершины. В СССР разработан удобный способ учёта этих условий т. н. блокирующими контурами — кривыми, построенными в координатах x1 и x2. Эти графики отражают указанные ограничения и образуют замкнутый контур, очерчивающий зону допустимых сочетаний x1 и x2 (рис. 2). Для каждого сочетания чисел зубьев колёс (Z1 и Z2) строится свой блокирующий контур. Если к передаче не предъявляется особых требований, то x1и x2 в зоне допускаемых значений выбирают по общим рекомендациям, учитывающим улучшение всех свойств зацепления (т. н. универсальные системы Корригирование зубчатых колёс). При наличии специальных требований к передаче (например, высокая прочность зубьев на излом и т. п.) x1 и x2 выбирают из условия наиболее полного удовлетворения этих требований (специальные системы Корригирование зубчатых колёс).

Рис. 2. Блокирующий контур для прямозубой передачи с Z<sub>1</sub> = 16 и Z<sub>2</sub> = 25 : 1 — зона допустимых сочетаний коэффициентов смещения x<sub>1</sub> и x<sub>2</sub>; 2 — зона недопустимых (нерекомендуемых) сочетаний x<sub>1</sub> и x<sub>2</sub> (заштрихована); 3—6 — линии ограничений по подрезу ножки зуба (3), интерференции (4), коэффициенту перекрытия <span style='font-family:Symbol;layout-grid-mode:line'>e</span> (5) и заострению зубьев S<sub><span style='font-family:e1(6); т — модуль зацепления. Корригирование зубчатых колёс." alt="Рис. 2. Блокирующий контур для прямозубой передачи с Z1 = 16 и Z2 = 25 : 1 — зона допустимых сочетаний коэффициентов смещения x1 и x2; 2 — зона недопустимых (нерекомендуемых) сочетаний x1 и x2 (заштрихована); 3—6 — линии ограничений по подрезу ножки зуба (3), интерференции (4), коэффициенту перекрытия e (5) и заострению зубьев Se1(6); т — модуль зацепления."

Рис. 2. Блокирующий контур для прямозубой передачи с Z1 = 16 и Z2 = 25 : 1 — зона допустимых сочетаний коэффициентов смещения x1 и x2; 2 — зона недопустимых (нерекомендуемых) сочетаний x1 и x2 (заштрихована); 3—6 — линии ограничений по подрезу ножки зуба (3), интерференции (4), коэффициенту перекрытия e (5) и заострению зубьев Se1(6); т — модуль зацепления.

  Н. Я. Ниберг.

Так же Вы можете узнать о...


Канализация, комплекс инженерных сооружений, оборудования и санитарных мероприятий, обеспечивающих сбор и отведение за пределы населённых мест и промышленных предприятий загрязнённых сточных вод, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией или сбросом в водоём.
Кипятильник, аппарат для приготовления кипячёной питьевой воды.
Контрэскарп (франц. contrescarpe, от contre — против и escarpe — откос, скат), 1) ближайший к противнику откос рва долговременного или временного укрепления, используемый в качестве противоштурмовой преграды.
Кузнецов Михаил Васильевич [р.25.10(7.11).1913, деревня Агарино, ныне Серпуховского района Московской области], советский военачальник, генерал-майор авиации (1959), дважды Герой Советского Союза (8.
Лечебное питание, диетотерапия, использование питания с лечебной целью при различных заболеваниях.
Маккавей Иуда (умер 161 до н. э.), вождь народного восстания в Иудее, направленного против политического, налогового и религиозного гнёта Селевкидов.
Месопотамия (греч. Mesopotamia, от mesos — средний, находящийся между, в середине и potamos — река), Междуречье, Двуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рр.
Мостовенко Павел Николаевич [10(22).5.1881 — 15.
Нечаев Егор Ефимович [13(25).4.1859, с. Харитонове Тверской губернии, — 23.
Омброфобы (от греч. ombros — дождь и phobos — страх), растения засушливых мест, не выносящие продолжительных дождей.
Пархон Константин Пархон (Parhon) Константин (28. 10.1874, Кымпулунг,—9.
Повойник, повой, повоец (от повивать), старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок.
Проведение нервного импульса, передача сигнала в виде волны возбуждения в пределах одного нейрона и от одной клетки к другой.
Ревертаза, обратная транскриптаза, фермент класса трансфераз, осуществляющий обратную транскрипцию, т.
Саган-Оол Олег Карламович [19.12.1912 (1.1.1913), ныне Дзун-Хемчикский район Тувинской АССР, — 7.