Лад, системавзаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Лад образует его гамму. Необходимое условие существования Лад — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит тоника, определяющая тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Лад (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Лад — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада — мажорного или минорного трезвучия. Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции, коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях. Лад по существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Лад обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение) — мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор). На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. произведениях осуществляется модуляция в др. тональности, изменяется звуковой состав Лад, один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Лад с помощью альтерации его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качественадстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур. С начала 20 в. традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Лад разрабатывается преимущественно в СССР.
Хаура, город и порт на В. Индии, в штате Западная Бенгалия на р. Хуфу, египетский фараон IV династии (27 в. до н. Чаусы, город, центр Чаусского района Могилёвской области БССР. Шанселад (Chancelade), коммуна в юго-западе Франции, где при раскопках скального навеса близ г. Штейниц Вольфганг Штейниц (Steinitz) Вольфганг (28.2. 1905, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 21. Электронвольт, внесистемная единица энергии, равная энергии, приобретаемой частицей, несущей один элементарный заряд (заряд электрона) при перемещении в ускоряющем электрическое поле между двумя точками с разностью потенциалов 1 в. Юго-Восточное бюро ЦК РКП(б), полномочный областной орган ЦК партии на Дону и Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, март 1921 — май 1924). Абульгасан (псевдоним; настоящее имя Алибаба оглы Алекперзаде) (р. Активная оборона (воен.), термин, выходящий из употребления; используют главным образом в военно-исторической литературе. Аналитические функции, функции, которые могут быть представлены степенными рядами. Арифмометр (от греч. arithmys — число и ...метр), настольная вычислительная машина для выполнения арифметических действий.