Тенденция

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕА
ТЕБ
ТЕВ
ТЕГ
ТЕД
ТЕЖ
ТЕЗ
ТЕИ
ТЕЙ
ТЕК
ТЕЛ
ТЕМ
ТЕН
ТЕО
ТЕП
ТЕР
ТЕС
ТЕТ
ТЕУ
ТЕФ
ТЕХ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

Тенденция и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Тенденция — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Тенденция нередко употребляют понятие пафоса.

  В более употребительном и узком значении Тенденция называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения «личности» в «принципе», то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа «выхода идеи из образа»). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Тенденция, а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Тенденция и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.

  Понятия Тенденция и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости реализма и одновременно — первых симптомов натурализма, поставившего под сомнение «идеальное» начало в искусстве и ориентировавшегося на «бесстрастие» естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или «основ» и «логики жизни»), и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой). Открытая же Тенденция, или тенденциозность («идея высказывается помимо образа» — И. А. Гончаров), в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным «запросам жизни». Однако, противополагая открыто «тенденциозное» «художественному», русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Бесы» Ф. М. Достоевского или «Воскресение» Л. Н. Толстого). Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма, начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).

  Марксистская критика всегда отстаивала Тенденция в широком смысле, особенно в борьбе с формализмом и «искусством для искусства», оценка же Тенденция в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Тенденция естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, «свободный выход субъективности художника» (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором — самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8—9), считая такую Тенденция уделом литераторов «мелкого калибра». В современной эстетике понятия Тенденция и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность).

  В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.

Так же Вы можете узнать о...


Меденосный пояс Центральной Африки, полоса пластовых месторождений медных руд на границе Замбии и Заира, протягивающаяся в северо-западном направлении на 160 км при ширине до 50 км.
Популяционная экология, раздел экологии, изучающий популяцию как элементарную форму существования вида.
Тадич Йорьо Тадич (Тадић) Йорьо (5.6.1899, Стариград, остров Хвар, — 4.
Эгоцентризм (от лат. ego — я и центр), отношение к миру, характеризующейся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма.
Вальдхайм Курт Вальдхайм (Waldheim) Курт (р. 21.12.1918, Санкт-Андре-Вёрдерн, Нижняя Австрия), австрийский политический деятель, дипломат, генеральный секретарь ООН (с января 1972).
Заградительный огонь, вид артиллерийского огня, применяемый внезапно для отражения атак и контратак пехоты и танков противника на заранее намеченных и, как правило, пристрелянных рубежах (участках).
Лелеги (греч. Leieges), одна из древних народностей, по греческим преданиям, обитавшая наряду с пеласгами и карийцами на Ю.
Павлыш, посёлок городского типа в Онуфриевском районе Кировоградской области УССР.
Сколекодонты (Scolecodonten), ископаемые остатки челюстей хищных многощетинковых червей.
Христиания, Кристиания (Christiania, Kristiania), в 1624—1924 название столицы Норвегии г.
Бафия (Baphia), род растений семейства бобовых.
Двупарнорезцовые (Dupliciden-tata), подотряд млекопитающих, ранее выделявшийся в отряде грызунов.
Константинов Петр Никифорович [23.6(5.7).1877, Пушкарская Слобода Крапивенского уезда, ныне Тульская область, — 30.
Негроидная раса, африканская ветвь экваториальной (негро-автралоидной) расы).
Ролля теорема, теорема математического анализа, впервые высказанная М.
Урарту (ассир. название; урартское – Биайнили, библейское – «царство Арарат»), государство в Передней Азии в 9–6 вв.
Алтан-Булак (бывший Маймачен), город в МНР, в Селенгинском аймаке.
Гедеонов Степан Александрович [1815—15(27).9.
Каноэ (англ. canoe, от исп. canoa — челнок; заимствование из языка карибских индейцев), 1) лодка у многих индейских племён Северной Америки.