Пазолини Пьер ПаолоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пазолини (Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов «Прах Грамши» (1957) отразил гражданственный дух Пазолини Пьер Паоло, усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике «Поэзия в форме розы» (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия Пазолини Пьер Паоло открыто публицистична. Ранняя проза Пазолини Пьер Паоло— романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества («Лихие парни», 1955, «Жестокая жизнь», 1959) — проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве Пазолини Пьер Паоло, активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному «обществу потребления», к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман «Теорема», 1968). Пазолини Пьер Паоло автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей «Еретический эмпиризм» (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции. В середине 50-х гг. Пазолини Пьер Паоло выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы «Нищий» («Аккаттоне», 1961), «Мама Рома» (1962), создал киноновеллу «Овечий сыр» (в фильме «Рогопаг», 1963). Персонажи фильмов Пазолини Пьер Паоло сродни героям его романов. Фильм «Евангелие от Матфея» (1964) — попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча «Птицы большие и малые» (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества Пазолини Пьер Паоло, его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: «Царь Эдип» (1967), «Теорема» (1968), «Медея» (1969), «Свинарник» (1969), «Декамерон» (1971), «Кентерберийские рассказы» (1972). Пазолини Пьер Паоло по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.
Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.
Лит.: Юткевич С., Париж — Канн, 66, «Искусство кино», 1966, № 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; «Cinema», 1971, № 65 (номер посвящен Пазолини). Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|