Раса (категория древнеинд. поэтики)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЁ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ

Раса (санскр., буквально— вкус), одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое наслаждение, восприятие. В трактате «Натьяшастра» (приблизительно 2—4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетического наслаждения в процессе театрального представления. «Натьяшастра» определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Раса (категория древнеинд. поэтики), а также Раса (категория древнеинд. поэтики) страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10—11 вв.) в трактате «Абхинавабхарати» сформулировал учение Раса (категория древнеинд. поэтики), согласно которому Раса (категория древнеинд. поэтики) соотносятся с основными эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного вызвать эгоистического желания и эмоции, они трансформируются в Раса (категория древнеинд. поэтики), доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Раса (категория древнеинд. поэтики), по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетического субъекта (читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.), отчего эстетический объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством возбуждения Раса (категория древнеинд. поэтики) признаётся дхвани. Концепция «дхвани-раса» стала кардинальной доктриной средневековой индийской поэтики.

 

  Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике, «Вопросы литературы», 1966, № 2; Анандавардхана. Дхваньялока («Свет дхвани»). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.

  П. А. Гринцер.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кинкардин (Kincardine), графство в Великобритании, в Шотландии.
Континуум (в математике) Континуум (от лат. continuum — непрерывное) в математике, термин, употребляемый для обозначения образований, обладающих известными свойствами непрерывности (полные формулировки см.
Кувшинковые, нимфейные (Nymphaeaceae), семейство двудольных растений.
Лето (мифологич.) Лето, Латона, в древнегреческой мифологии титанида, одна из супруг Зевса.
Макассары, народ, живущий на юго-западе острова Сулавеси (Индонезия).
Мертели огнеупорные (нем. Mortel, от лат. mortarium — известковый раствор, извёстка), тонкоизмельчённые огнеупорные смеси, предназначенные (обычно после добавления воды) для связывания огнеупорных изделий в кладке и заполнения швов.
Московское совещание представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957, см.
Нефтяные воды, воды нефтяных месторождений, подземные воды, сопровождающие нефть в продуктивных горизонтах.
Омач, деревянное с.-х. орудие типа сохи для вспашки почвы, иногда с металлическим сошником.
Парша, фавус, заболевание кожи, вызываемое грибком рода Achorion.
Повторный интеграл, понятие интегрального исчисления.