Рокотов Федор Степанович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Рокотов Федор Степанович [1735(?), с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24).12.1808, Москва], русский живописец-портретист. Сын крепостного. Учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов Федор Степанович одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотов Федор Степанович (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 Рокотов Федор Степанович переселился в Москву, где положил начало своеобразной «московской» ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов Федор Степанович нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах Рокотов Федор Степанович 60—70-х гг. неприятие всего показного, внешне эффектного выступает в приглушенности общего настроения, в искренности, внутренней одухотворённости и в то же время затаённости чувств героев. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Рокотов Федор Степанович серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотов Федор Степанович во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотов Федор Степанович среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотов Федор Степанович идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотов Федор Степанович сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Рокотов Федор Степанович относятся

 к 1790-м гг.

 

  Лит.: Лебедев А. В., Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945; Лапшина Н., Ф. С. Рокотов, М., 1959.

  Г. Г. Поспелов.

Так же Вы можете узнать о...


Амапа (Amapa),
Ассур Леонид Владимирович (1878, Рыбинск, — 19.
Безредка Александр Михайлович [27.3(8.4).1870 — 28.
Бондарихинская культура, археологическая культура бронзового века, распространённая в 11—8 вв.
Варбурга аппарат (по имени О. Г. Варбурга), прибор (респирометр) для определения небольших количеств газа при постоянных давлении и температуре, применяемый при изучении процессов, протекающих с выделением или поглощением газов, — тканевого дыхания, брожения, отдельных ферментативных реакций.
Водяной, образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах.
Гарди Джордж Гарди (Hardy) Джордж (р. 1884), деятель английского профсоюзного движения; см.
Годой Мануэль Годой, Годой Альварес де Фария (Godoy Alvarez de Faria) Мануэль (12.
Далинхэ, река на В. Китая. Длина более 460 км, площадь бассейна около 30 тыс.
Диссоциация бактерий, одно из проявлений изменчивости микроорганизмов, в результате чего бактерии, образующие на плотных питательных средах крупные, гладкие, блестящие колонии и обычно обозначаемые как S-формы (от англ.