Третьяковская галерея

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЁ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРП
ТРУ
ТРШ
ТРЮ
ТРЯ

Третьяковская галерея в Москве, крупнейший музей русского и советского искусства. Название «Третьяковская галерея» происходит от фамилии её основателя П. М. Третьякова (см. Третьяковы). Собирая картины (с 1856), он поставил себе цель создать общедоступный музей национального искусства. Третьяков приобретал преимущественно произведения художников демократического направления (главным образом передвижников), что определило своеобразие Третьяковская галерея, её влияние на развитие реалистичного искусства и общественно-воспитательную роль в России. В 1892 Третьяков передал своё собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С. М. Третьяковым, в дар Москве (до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей П. и С. Третьяковых). В 1918 декретом СНК за подписью В. И. Ленина Третьяковская галерея была национализирована. За годы Советской власти собрание Третьяковская галерея увеличилось во много раз (к 1917 около 4000 произведений, в 1975 55000 произведений). В собрание Третьяковская галерея влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И. С. Остроухова), Цветковская галерея с её ценнейшей коллекцией русского рисунка, собрание картин русских художников из Румянцевского музея, несколько национализированных частных коллекций. Собрание Третьяковская галерея постоянно растет за счёт планомерных государственных покупок; в ней (собрание включает живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства) представлено русское искусство 11 — начала 20 вв. и советское искусство. Галерея обладает богатейшим (созданным в основном в советское время) собранием древнерусской живописи 11—17 вв. (в том числе «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, С. Ушакова). Хорошо представлены портретисты 18 в. (живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин и др.), живопись 1-й половины 19 в. (портреты О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, произведения А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, картина «Явление Христа народу» А. А. Иванова и многочисленные подготовительные работы к ней). Особенно полно представлена русская живопись 2-й половины 19 века, Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского. В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (в том числе «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван») и В. И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»), В. В. Верещагина, скульптора М. М. Антокольского. Среди произведений художников конца 19 — начала 20 вв. работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, мастеров «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомова и др.), Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и др. В Третьяковская галерея богато представлены все этапы развития советского многонационального искусства, в том числе работы З. И. Азгура, Н. А. Андреева, Е. В. Вучетича, А. М. и С. В. Герасимовых, И. Э. Грабаря, А. А. Дейнеки, Т. Залькална, И. Зариня, Б. В. Иогансона, С. Т. Коненкова, П. П. Кончаловского, Г. В. Коржева, П. Д. Корина, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), С. Д. Лебедевой, М. Г. Манизера, С. Д. Меркурова, В. И. Мухиной, М. В. Нестерова, Я. И. Николадзе, Ю. И. Пименова, А. А. Пластова, Б. И. Пророкова, С. А. Чуйкова, Т. Салахова, М. С. Сарьяна, М. А. Савицкого, Вл. А. Серова, У. Тансыкбаева, Н. В. Томского, К. В. Юона, Т. Н. Яблонской и др. Третьяковская галерея — крупнейшее научно-художественное учреждение СССР, ведёт большую работу по популяризации своего собрания и русского и советского искусства в целом (экскурсии, лекции, стационарные и передвижные выставки и пр.). В 1975 Третьяковская галерея посетило 1623000 чел. (в 1881 — около 8000). Третьяковская галерея награждена орденом Трудового Красного Знамени (1956). Расположена галерея в здании, образованном из реконструированного дома Третьякова и ряда разновременных пристроек; главный фасад сооружен в 1902 по проекту художника В. М. Васнецова.

Третьяковская галерея (фасад сооружен в 1902 по проекту художника В. М. Васнецова). Москва. Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея (фасад сооружен в 1902 по проекту художника В. М. Васнецова). Москва.

 

  Лит.: Государственная Третьяковская галерея, М., 1957.

Так же Вы можете узнать о...


Диоптрика (греч. dioptrika), учение о преломлении света при прохождении через отдельные преломляющие поверхности и их системы.
Душка (деталь смычковых муз. инструментов) Душка, деревянная деталь смычковых музыкальных инструментов скрипичного семейства (находится внутри корпуса); цилиндрический стержень со срезанными (под углом в одну сторону) торцами.
Задувка доменной печи, начало подачи воздушного дутья во вновь построенную или капитально отремонтированную доменную печь; З.
Зыбь мёртвая, свободные колебания поверхности океана или моря при полном безветрии.
Интразональность (от лат. intra — внутри и зона), распространение каких-либо особенностей или компонентов природы (почв, растительности, ландшафтов) в виде отдельных участков, образующих закономерные вкрапления внутри одной или нескольких смежных географических зон.
Калийные соли, калиевые соли, осадочные хемогенные горные породы, образованные легко растворимыми в воде калиевыми и калиево-магниевыми минералами.
Картофелемойка, машина для очистки картофеля от земли, ботвы, соломы, камней и т.
Киприан (около 1336 — 16.9.1406), митрополит всея Руси с 1390.
Колумбит (от лат columbium—Колумбии, употребляемое в США название ниобия), минерал из группы колумбита — танталита, объединяющей сложные окислы типа АВ2О6.
Корнер (от англ. corner — скупать товары со спекулятивными целями, буквально — загонять в угол), простейшая форма объединения капиталистов для овладения рынком какого-либо товара посредством его скупки с целью последующей спекулятивной перепродажи.