Синтоизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИШ
СИЭ

Синтоизм [от япон. синто, буквально — путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. Синтоизм возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно Синтоизм, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).

  С 5—6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом Синтоизм Отсутствие единой канонической литературы Синтоизм было возмещено созданием в 7—8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний — «Кодзики» («Запись о делах древности») и «Нихон секи» («Анналы Японии»). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение Синтоизм В период расцвета японского феодализма (10—16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии (например, браки, рождение ребёнка, местные праздники обычно отмечались в синтоистском храме, а поминально-заупокойный культ совершался преимущественно по правилам буддизма).

  В 17—18 вв. развернула свою деятельность т. н. «историческая школа» (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить Синтоизм, возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867—68 и до конца 1945 Синтоизм пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939—45 японская военщина широко использовала Синтоизм для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж Синтоизм; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статут. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего «божественного» происхождения. Однако в последующие годы Синтоизм постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение. В декабре 1966 решением правительства был восстановлен в качестве национального праздника прежний «день основания империи» — кигэнсэцу (11 февраля) — день, когда по синтоистским мифам Дзимму в 660 до н. э. вступил на престол. Демократические силы страны дают отпор попыткам правящих кругов снова использовать Синтоизм для разжигания шовинизма.

 

  Лит.: Латышев И. А., О роли религии в политической жизни Японии, в сборнике: Современная Япония, М., 1964; Светлов Г. Е., Религия и политика. О социально-религиозных движениях в современной Японии, «Проблемы Дальнего Востока», 1974, № 2; Gundert W., Japanische Religionsge-schichte, Tokyo, 1935.

  А. Н. Романов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Хионофобы (от греч. chion — снег и phobos — боязнь), растения и животные, не приспособленные к жизни в условиях глубокого снежного покрова и сильных снегопадов.
Ага Мирек Исфахани, художник тебризской школы миниатюры 16 в.
Боснийский кризис 1908-09 Боснийский кризис 1908—09, международный конфликт, вызванный аннексией 7 октября 1908 Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины — провинций, населённых сербами и хорватами и находившихся под оккупацией Австро-Венгрии на основании решений Берлинского конгресса 1878.
Годонин (Hodonin), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Южно-Моравской области, на р.
Ибараки (город в Японии) Ибараки, город в Японии, на острове Хонсю, в префектуре Осака.
Корнфорт Морис Кэмпбелл Корнфорт (Cornforth) Морис Кэмпбелл (р. 28.10.
Мезьер Августа Владимировна [13(25).12.1869, Царское Село, ныне г.
Остров (город в Псковской обл.) Остров, город, центр Островского района Псковской области РСФСР.
Ревень (Rheum), род растений семейства гречишных.
Стеллера (Stellera), род растений семейства волчниковых.
Флуранс Пьер Жан Мари Флуранс (Flourens) Пьер Жан Мари (24.4.1794, Морейан, департамент Эро, – 5.
Эрмуполис (Hermupolis), город и порт в Греции, на о.
Бенедиктинцы (лат. Ordo sancti Benedicti), старейший западноевропейский католический монашеский орден, основанный около 530 Бенедиктом Нурсийским в Монтекассино (Италия); женская ветвь — бенедиктинки.
Гафур Гулям (псевдоним; настоящее имя и фамилия ович Гулямов) [27.
Женевское озеро, Леман (немецкое Genfersee, франц.
Код астрономический, система слов и групп цифр, применяемая при взаимной телеграфной информации астрономических обсерваторий и международного Центрального бюро астрономических телеграмм (с 1965 работает при Смитсоновской астрофизической обсерватории, США) об открытии комет, новых и сверхновых звезд, о наблюдениях редких явлений на планетах, Луне и др.