Стартер (англ. starter, от start — начинать, пускать в ход), основной агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска. Основные узлы Стартер — двигатель, редуктор, устройства сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковое устройство (для Стартер, которые не могут запускаться самостоятельно, например бензиновых, турбокомпрессорных). По принципу работы Стартер подразделяются на инерционные, прямого действия и комбинированные. В инерционных Стартер раскручивается сначала маховик, в котором накапливается энергия, обеспечивающая прокрутку вала основного двигателя при сцеплении его с валом Стартер Стартер прямого действия раскручивает непосредственно вал основного двигателя. Различают Стартер электрические, турбостартеры, пневматические, гидравлические, бензиновые (см. Пусковой двигатель)и др.
Электрический Стартер представляет собой, как правило, высокооборотный (до 13000 об/мин) постоянного тока электродвигатель. К электрическим Стартер относится также Стартер-генератор, который при запуске работает как Стартер, а при работе двигателя используется как генератор для выработки электрической энергии (см. Постоянного тока генератор); в отличие от Стартер др. типов, он не отсоединяется от вала основного двигателя после запуска. Мощность электрических Стартер достигает 25 квт (35 л. с.), рабочее напряжение — от 12 до 112 в.
В турбостартере в качестве двигателя используется турбина, приводимая во вращение воздухом или газами, полученными при сжигании топлива (см. Газовая турбина). В зависимости от источников питания различают воздушные, топливовоздушные, твердотопливные и жидкостные турбостартеры. В воздушном Стартер турбина вращается сжатым воздухом; мощность достигает 110 квт (150 л. с.). Топливовоздушный Стартер (газотурбинный или турбокомпрессорный) — малогабаритный газотурбинный двигатель; развивает мощность до 300 квт (400 л. с.). В бескомпрессорных топливовоздушных турбостартерах сжатый воздух для сгорания топлива подаётся из баллонов. В твердотопливном турбостартере (пороховом или пиротурбинном) турбина работает на продуктах сгорания порохового заряда, а в жидкостном — на продуктах сгорания (разложения) однокомпонентного жидкого топлива. Мощность последних 2 типов Стартер — до 300 квт (400 л. с.).
Гидравлические и пневматические Стартер обычно представляют собой насосы или компрессоры, работающие как двигатели при подводе к ним жидкости или воздуха с высоким давлением.