Судовой двигательБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Судовой двигатель, входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные Судовой двигатель (обеспечивает движение судна) и вспомогательные Судовой двигатель (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве Судовой двигатель используют двигатели внутреннего сгорания (двс), паровые турбины, и газовые турбины. Особенностями Судовой двигатель являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технического обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя. Чаще всего на судах используются двс — дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов Судовой двигатель На транспортных, промысловых и вспомогательных судах применяются мало-, среднеи высокооборотные дизели с наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные двс используются как главные двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2—35 Мвт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход топлива 210—215 г/ (квт×ч), частота вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные двс используются преимущественно в качестве главных двигателей судов среднего размера; их мощность достигает 13,2 Мвт, число цилиндров 6—20, эффективный расход топлива 205—210 г/(квт×ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные двс применяются в основном как главные двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогательных двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мвт, число цилиндров 12—16, удельный эффективный расход топлива 215—230 г/(квт×ч), частота вращения свыше 500 об/мин. Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают двс; используются в качестве главных двигателей на крупных танкерах, контейнеровозах, газовозах и других судах, а также на судах с ядерной энергетической установкой (см. Атомный ледокол «Ленин»). Применяются также как вспомогательные двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мвт, удельный эффективный расход топлива 260—300 г/(квт×ч), частота вращения турбины 3000—4000 об/мин. В качестве главных двигателей на Т. применяют двухи четырёхтактные, мало-, среднеи высокооборотные двигатели внутреннего сгорания. В 1975 наибольшая агрегатная мощность судовых двигателей достигла 36300 квт (48 000 л. с.) на паромах-Т. (Япония), наибольшая мощность установки —2 ´ 29 400 квт (2 × 40000 л. с.) на контейнеровозах (Япония). При высокой мощности главных двигателей Т. могут конкурировать с турбоходами. В составе вспомогательного оборудования машинного отделения Т. — воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей, система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование для очистки и подачи в двигатель под высоким давлением топлива и смазочного масла. Теплота отходящих газов от двигателей средней и большой мощности на ходу используется для выработки пара в утилизационном котле; пар используют для производства электроэнергии и др. судовых нужд.
Лит.: Петровский Н. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; Плаксионов Н. П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1—2, М., 1973—74. Г. И. Белозерский, В. В. Маслов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|